Если компанию настиг кризис, бегите от него вперед | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Если компанию настиг кризис, бегите от
него вперед

Важна каждая деталь.

Автор: Хараламбос Влачоуцикос

Если компанию настиг кризис, бегите от него вперед

читайте также

Пять навыков хорошего маркетолога

Кара Франс,  Марк Бончек

Как продать идею за 45 секунд

Кармин Галло

Лаборатория общего будущего

Джеффри Дайер,  Натан Ферр,  О’Киф Кейт

Где искать поколение Z в интернете

Сара Уилсон

Хорошему менеджеру часто приходится действовать вопреки инстинктам и интуиции, потому что наши инстинкты — штука не надежная, а порой и опасная.

Вспомните, что происходит, если компания попадает в беду. Руководители обычно хватаются за то, что им наиболее привычно и удобно: а им почти в любой ситуации привычно и удобно первым делом срезать расходы. Они сокращают штаты, отменяют премии и так далее.

Все понимают, что такие действия станут жестоким наказанием для добросовестных, усердных сотрудников, которые отнюдь не виноваты в этом кризисе. Но большие боссы рассуждают так: компания в беде и каждому придется затянуть пояс. Да и какой еще остается выход?

В ту же ловушку попадают и рядовые члены коллектива. Они тоже поступают наиболее привычным, наиболее, как им кажется, безопасным способом — то есть и они урезают свои расходы.

Присмотритесь к любой греческой компании сейчас, когда экономические условия заметно ухудшились — и всюду вы обнаружите эту динамику.

Но попробуйте расспросить сотрудников этой организации «с другой стороны», и почти все — и сотрудники, и руководство — согласятся, что настоящее решение проблем нужно искать не в экономии, а в том, чтобы «бежать от беды вперед», как говорят в Греции.

Как же это делается?

Одной фирме удалось заключить сделку с сетью отелей на островах Эгейского моря, которым они поставляли постельное белье: поставщик согласился принять часть платы в виде ночей в этих отелях, а поездку на острова компания затем предоставляла лучшим своим сотрудникам в качестве премии (разумеется, первым такой премии удостоился тот, кто сообразил заключить столь выгодную сделку). Этой организации удалось подписать висевший на волоске договор, а у персонала появился стимул лучше работать, гостиницы обзавелись постояльцами.

Читайте материал по теме: Кодекс эффективного руководителя

Другая компания — поставщик электроприборов, с которой я также имел дело, взялась переучить часть своих сотрудников. Не дождавшись покупателей, руководители снарядили продавцов обходить дома в кварталах, где проживали представители среднего класса. Все понимали, как нелегка работа коммивояжера, и решили подготовить продавцов к этой новой роли. Фирма наняла трех опытных продавцов, которые обучали ее собственных специалистов непосредственно на практике.

«Магазинным» продавцам нелегко было приспособиться. Один из них рассказывал мне, как стыдно было стучать в чужие двери. Но коуч стоял рядом и напоминал о пустом магазине, а также репетировал те реплики, с которых следовало начать разговор, когда дверь откроют. Через три дня этот человек отважился уже работать самостоятельно, а через неделю продал первый электроприбор — о, это была великая победа!

В пору кризиса как никогда важно сплотиться. Еще одна организация начала проводить для сотрудников лекции по экономике кризиса, а после каждой лекции — вечеринку с коктейлем, приглашались также жены и мужья. Это помогло всем понять, что трудные времена нужно пережить, и они когда-нибудь закончатся.

Читайте материал по теме: Обновление бизнес-модели

Важна каждая деталь. В этой компании руководители вместо «добрый день» стали говорить сотрудникам «лучший день». Устроили конкурс анекдотов, причем от участия отстранялись шутки черного юмора: устроители ставили себе целью не кое-как выжить в пору экономических трудностей, но найти причины для радости, даже торжества. Фирма поощряла не примитивное выживание, но сотрудничество, инновации и перемены. А еще персоналу предложили уроки испанского языка, и одно время сотрудники этой фирмы даже здоровались по-испански.

Конечно, не все эти меры сработали, некоторые могут показаться примитивными и глупыми. Но в целом такие действия руководства сплачивают коллектив и способствуют свободному обмену информации, а значит, также и инновациям. Не слишком крупные затраты вполне окупают себя.

Читайте по теме: