Тем быстрее они падут | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Тем быстрее
они падут

Авторы: Вигери Патрик , Томпсон Кэролайн

Тем быстрее они падут

читайте также

Стриминговые войны

Ларри Даунс

Как жить при неконтролируемом стрессе

Дмитрий Жуков

Почему дети богатых родителей должны добиваться всего сами

Игорь Рыбаков

Четыре стратегии для тех, у кого встречи забирают слишком много сил

Дори Кларк

По мере укрепления мировой экономики ведущим компаниям становится все труднее сохранять свое преимущество. Глобализация, технический прогресс и либерализация рынка не только способствуют росту предложения, но и порождают новые источники поставок, новых конкурентов, огромное количество новых технологий, резко повышают производительность.

Компаниям-лидерам приходится считаться с постоянно растущим риском: в новых стремительно изменяющихся условиях соперники становятся все смелее. Часто они обладают преимуществом: у них более низкие затраты, и они довольствуются меньшей прибылью.

В последние десятилетия шансы игроков второго плана, желающих потеснить лидеров, выросли. Мы изучили списки 1300 ведущих компаний в 35 отраслях за 1972—2002 годы, пытаясь вычислить так называемый показатель шаткости — вероятность того, что лидера (компанию, относящуюся к 20% самых доходных игроков отрасли) через пять лет вытеснят с передовых позиций. Выяснилось, что для нашей выборки этот показатель за 30 лет удвоился.

В своем исследовании мы не учитывали компании, которые, утратив статус лидеров, были поглощены, но если принимать в расчет и их, то показатель шаткости за 30 лет утроился. Отметим, что выбывание компании из списка самых доходных обычно сопровождается снижением ее прибыльности — в среднем на 30%. Еще более важной нам показалась другая зависимость — между утратой статуса лидера и уходом из бизнеса, например в результате поглощения или банкротства: более трети компаний, сдавших свои позиции, через пять лет прекратили самостоятельное существование; из компаний, которые остались в списке, таких оказалось примерно 16%, а из всей выборки — чуть больше 20%.

Поражает и то, как часто ниспровергают лидеров недавние новички. В настоящее время они превращаются в основных игроков рынка почти вдвое быстрее, чем в 1970-х или 1980-х. В среднем переход в категорию лидеров сейчас занимает всего пять лет.

Почему положение лидеров стало таким неустойчивым? Можно выделить три самых значимых фактора. Во-первых, ценность предложений ведущих компаний снижается из-за изменения спроса или действий конкурентов, предлагающих более привлекательное решение. Во-вторых, конкурентам часто удается получить столь заметное преимущество в себестоимости или производительности, что у лидера не остается никаких шансов. В-третьих, лидеры иногда делают неудачные стратегические шаги. В условиях быстрого роста эти ошибки особенно опасны.

В результате бурного развития экономики, глобализации, технического прогресса и либерализации в ближайшие пять-десять лет появятся новые претенденты на лидерство в разных отраслях. От того, насколько разумно поведут себя компании, будет зависеть, как перераспределятся места в списке лидеров.