Поставки как стратегия | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Поставки
как стратегия

Поиск инновационных решений

Авторы: Низен Карлос , Уэллер Вулф

Поставки как стратегия

читайте также

«Мы проверяем все»

Что делать, если начальник не защищает вас

Николас Пирс

Какой отдел продаж нам нужен?

Золтнерс Эндрис,  Лоример Сэлли,  Прабхакант Синха

Как строить отношения без болтовни

Энди Молински

В 2004 году, всего за несколько дней до неожиданной победы Греции на Чемпионате Европы по футболу, Adidas поставила на европейские рынки более 145 000 футболок с символикой греческой команды. Грамотный маркетинг, правда? Конечно. Но, пожалуй, совершенство системы глобальных поставок Adidas впечатляет куда больше: благодаря централизованной цепочке поставок, охватывающей дочерние компании в разных странах, Adidas «точно вовремя» создавала одежду и аксессуары с символикой не только греческой сборной, но и команд других стран — следя за тем, как они продвигаются вверх по турнирной сетке. Успех Adidas объясняется гибкой стратегией поставок: следуя ей, компания не делала больших инвестиций в материалы или готовые продукты и тем самым максимально сократила свои риски.

Благодаря подобным удачным приемам управление системой поставок перестает быть просто одной из операционных функций и переходит на более высокий уровень — становится неотъемлемой частью стратегии компании. Недавно мы с коллегой Хейди Дерингером провели опрос 156 руководителей отделов снабжения и поставок. По мнению более 90% респондентов, за последние три года их обязанности расширились. Теперь от них во многом зависит сокращение производственного цикла, они инициируют разработки инновационных продуктов, следят за качеством выпускаемых товаров и даже, как в Adidas, налаживают тесное сотрудничество с продавцами. Их новая деятельность приносит компаниям немалый дополнительный доход.

А вот как управление системой поставок и снабжения стало частью стратегии концерна Boeing. Когда в компании началась разработка нового пассажирского самолета 787 Dreamliner, роль снабженцев заметно выросла: теперь они ищут поставщиков уже не отдельных деталей, а целых узлов. Разработка и производство самолета практически полностью переданы на аутсорсинг — его доля в $8 млрд, выделенных на создание Dreamliner, достигает 40%. Крылья делает Mitsubishi, шасси — Messier-Dowty, люки — Latecoere. «Субподрядчики отвечают за разработку, а мы — за интеграцию», — говорит Джеймс Рено, директор Boeing по разработке новых продуктов. Еще пять лет назад казалось, что снабженцы вряд ли в ближайшее время получат такую важную роль.

В Clorox также многие новые продукты создают вместе с поставщиками. Чтобы выпустить чистящее средство, не повреждающее поверхность, она установила партнерские отношения с химической компанией, которая разрабатывает вещества, защищающие «нежные» поверхности вроде тефлонового покрытия.

Сейчас производители в поисках инновационных решений часто пытаются расширить круг своих поставщиков, и Clorox в этом отношении — впереди всех. Компания обращается за помощью к опытным поставщикам: просит их подсказать, у кого есть новые технологии или какие-то другие решения, на основе которых можно создать многообещающие новинки. К примеру, подразделению фармакологической компании, разработавшему новый подсластитель, именно поставщики помогли вывести его на рынок. Они нашли маркетинговые агентства, которые предложили продукт не только диабетикам, но и производителям еды и напитков, и даже ресторанам быстрого питания.

Предлагает инновационные решения своим корпоративным клиентам и Henkel Group. Кроме многого другого, она выпускает липкую ленту, прокладки и прочие клеящиеся материалы для производителей автомобилей и бытовых приборов. Снабженцы компаний-потребителей часто просят инженеров Henkel найти решения, которые сократили бы затраты на сборку. Для одного клиента Henkel придумала 14 способов экономить время и деньги при производстве холодильников, в частности, предложила упаковочный пенопласт на липкой ленте и клейкие прокладки.

Управление системой поставок и снабжения способствует не только развитию инновационной деятельности, но и повышению прибыли. Если достойным поставщикам передавать вопросы, связанные с материалами и упаковкой, и даже некоторые неосновные функции научно-исследовательских отделов, то компания освобождает ресурсы, которые можно инвестировать в продажи, маркетинг, дистрибуцию и более прибыльные продукты. В электронной промышленности управление системой поставок и снабжения уже давно «работает» на стратегию компаний. Скажем, Hewlett-Packard разрабатывает серверы и принтеры вместе с партнерами-

поставщиками, которые благодаря этому быстрее запускают новые продукты в серийное производство.

Все больше компаний начинают понимать роль системы поставок и снабжения, и все чаще им не хватает толковых, творчески мыслящих руководителей соответствующих подразделений. А это значит, что ценность таких специалистов будет только расти.