Ненапрасные слова: как и зачем изучать переписку сотрудников с помощью ИИ | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Ненапрасные слова: как и зачем изучать переписку сотрудников с
помощью ИИ

Что может дать бизнесу анализ корпоративной почты

Автор: Евгения Дворская

Ненапрасные слова: как и зачем изучать переписку сотрудников с помощью ИИ
Фото: Austin Distel / Unsplash

читайте также

«Каждый человек будет ощущать мой взгляд на себе»

Анастасия Миткевич

Больше роботов на производстве не значит меньше рабочих мест для людей

Родни Брукс

Выбор местоимений важен для самоконтроля

Итан Кросс,  Озлем Айдук

«Я готов восхищаться всеми, даже негодяями»

Между вовлеченностью и эффективностью сотрудников существует прямая связь. Вовлеченные люди ощущают себя более счастливыми на работе, а, как выяснили ученые Университета Варвик (Великобритания), такие специалисты на 12% более продуктивны. Кроме того, они эффективнее используют рабочее время и демонстрируют более высокий уровень мотивации и лояльности компании, а значит, вероятность их увольнения меньше. Для бизнеса это тоже немаловажный фактор — за талантливых специалистов на кадровом рынке ведется настоящая война, тезис о том, что «незаменимых людей нет», давно устарел. Более того, аналитики Work Institute подсчитали, что найм нового сотрудника обходится компании в 33% годовой зарплаты уволившегося.

Таким образом, чем больше в компании вовлеченных сотрудников, тем лучше. По данным Happy Job, рост уровня вовлеченности персонала на 10% ведет к 6%-ному увеличению прибыли. Но если прибыль измерить легко, то как корректно измерить вовлеченность?

Когда вопросов больше, чем ответов

Практически каждому человеку в процессе работы в компании, в которой есть HR-департамент (даже если он состоит из одного сотрудника), хотя бы раз приходилось принимать участие в онлайн-опросе или лично отвечать на вопросы менеджера. К необходимости исследования вовлеченности персонала и атмосферы в коллективе HR-специалисты пришли давно. Но вот используемые методы, к сожалению, не гарантируют достоверность и актуальность результатов.

К онлайн-опросникам сотрудники редко относятся серьезно. Они отвлекают от работы, а тратить на них свободное время никто не хочет. Как следствие — люди, особо не задумываясь, тыкают в более-менее подходящие варианты ответа, а предложение написать свой вариант игнорируют. Преимущество такого способа получения информации в анонимности, но оно нивелируется низким качеством полученных сведений.

Личная беседа — другое дело. У сотрудников нет шанса отмолчаться, проигнорировав вопрос HR-менеджера, есть возможность высказать свое мнение об атмосфере в коллективе, поделиться своим видением спорных ситуаций, рассказать о существующих проблемах и путях их решения. Казалось бы, получение информации из первых уст — идеальный способ. Но в большинстве случае сотрудники скорее выскажут социально одобряемые ответы. Все просто: в условиях отсутствия анонимности мало кто готов говорить открыто.

При этом подобные исследования могут длиться месяцами. Сначала необходимо составить опросник, в который должны войти как стандартные вопросы, так и соответствующие специфике деятельности компании, потом — собрать материал и интерпретировать полученные сведения. В итоге, проделав огромную работу, HR-специалист часто получает результаты, уже неактуальные.

Такой прискорбный вывод может заставить опустить руки. Но, к счастью, мы живем в XXI веке и на помощь HR-менеджерам приходят технологии.

Когда ответы не надо искать

Сегодня на рынке существуют решения, способные не просто анализировать вовлеченность сотрудников, но и делать это в режиме реального времени. Но и это еще не все: такие сервисы не только оценивают вовлеченность, но и измеряют ее. Да, в цифрах. И для этого даже не требуется участие самих сотрудников.

Речь о решениях, анализирующих текст. Сама по себе технология не нова — она уже некоторое время активно используется, например, в таких сферах, как финансы и PR. В HR же на основе анализа переписок в корпоративных сервисах — электронной почте, мессенджере — такие решения могут делать выводы о настроениях в коллективе в текущий момент времени. Синтаксис, выбор слов и смайлов могут многое сказать об этом.

Например, решение на основе искусственного интеллекта KeenCorp на первом этапе анализирует письма, написанные до его внедрения, формируя таким образом отправную точку, а после этого в режиме онлайн выявляет отклонения (как в плохую, так и в хорошую сторону). Принцип его действия схож с механизмом работы мозга, благодаря которому в процессе общения мы улавливаем нотки раздражения или возбуждения в голосе собеседника, а также считываем невербальные сигналы. Постоянный мониторинг индекса вовлеченности позволяет HR-специалистам следить за атмосферой в компании, а также делать выводы об эффективности своей работы. Когда сотрудники вовлечены и позитивно настроены, индекс высокий, если сервис выявляет обратную ситуацию — низкий.

Другой сервис — Vibe — осуществляет поиск по ключевым словам и эмоджи в массиве сообщений в корпоративном мессенджере Slack и выявляет, когда команда чувствует разочарование, раздражение, испытывает стресс и т. д. или, напротив, довольна.

Конечно, такие сервисы не решат проблемы в коллективе. Однако они сигнализируют о том, что проблема существует. Это даст HR-специалистам возможность своевременно ее выявить и решить без критических последствий для бизнеса.

Помимо своих основных функций, сервисы для анализа текста могут использоваться в предиктивной аналитике и помочь сократить текучесть кадров. Решение уволиться люди, как правило, принимают не моментально — этому предшествует значительный период раздумий, в течение которого меняются их коммуникационные паттерны, в том числе и лексикон.

А как же персональные данные?

Важно понимать, что анализ корпоративной переписки не означает ее чтение. Никакой угрозы персональным данным рассматриваемые сервисы не несут, ведь они не собирают и не хранят личную информацию пользователей, а только лишь анализируют ее в обезличенном виде.

Однако комфортная атмосфера в коллективе, за которую с их помощью и борются HR-менеджеры, подразумевает в том числе и прозрачность взаимоотношений персонала и руководства. Поэтому сотрудники должны быть как минимум предупреждены об использовании подобных решений. В идеале же это должно быть прописано в трудовом договоре или в отдельном соглашении.

В противном случае с высокой долей вероятности результат окажется противоположным ожидаемому. Кто-то обязательно узнает, что корпоративная переписка анализируется, атмосфера в офисе станет напряженной, отношения испортятся, руководство потеряет доверие коллектива — и вместо повышения вовлеченности и улучшения показателей компания окажется в глубоком кризисе.

Измерение вовлеченности сотрудников — насущная потребность бизнеса. Ведь тем, что нельзя измерить, невозможно управлять. Но, стремясь с помощью машин к покорению новых высот, важно не забывать о людях, которые ежедневно ведут бизнес к этим высотам. Человеческие отношения значат не меньше, чем цифры.

Об авторе. Евгения Дворская — генеральный директор HR-сервиса Sever.AI