Взятка или благодарность? | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Взятка
или благодарность?

Главврач больницы задумывается, надо ли запретить медикам брать деньг от признательных пациентов.

Автор: Владимир Рувинский

Взятка или благодарность?

читайте также

Как побороть синдром самозванца

Джилл Коркиндейл

Пусть ваши сотрудники работают из дома

Николас Блум

Что нужно фирме для успеха за рубежом

Как восстановиться после эмоционального выгорания

Рон Фридман

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

Игорь Деркач ждал лифта. Седьмой. Пятый. Третий. Наконец двери с шумом распахнулись, и из лифта на инвалидной коляске выехала женщина. «Мне девятый. Хирургическое», — сказал Игорь вошедшему с ним в кабину доктору.

Через минуту он стоял у стойки дежурной медсестры.

— Здравствуйте, я к Татьяне Деркач.

— Вы ей, простите, кем приходитесь?

— Муж.

— Секунду, — сестра взяла у него паспорт и погрузилась в журнал посещений.

…Татьяна повредила ногу на теннисном корте. Просто не повезло — слишком резко бросилась за мячом. Думала, ничего серьезного: немного поныло правое колено и успокоилось. Но через несколько дней боль усилилась — так, что стало сложно ходить. Осмотр в близлежащем травмпункте показал, что что-то не так с коленным суставом. И дальше началось.

Она бросилась в ближайшую больницу: первый диагноз — подвывих тазобедренного сустава. Врач рекомендовал приседать. Татьяна приседала — и колено захрустело. Обратилась к другому специалисту из платной поликлиники. Тот сказал: недостаток кальция, нужно пропить курсом один препарат, и все пройдет. Препарат купили, но на всякий случай нашли третьего врача. Тот определил: никаких подвывихов и нехватки кальция — просто недостаток смазки в коленных суставах. «Избегать сильной нагрузки и резких движений, и все должно пройти», — заверил он. Колено к тому времени стало неметь и припухло…

—Она в 11-й палате, — прервала воспоминания Игоря медсестра. — Доктор должен к ней сейчас подойти.

Игорь кивнул и зашагал по коридору.

…По совету травматолога и знакомых они с Татьяной обратились в 331-ю Московскую городскую клиническую больницу. Она была у черта на куличках, на другом конце города, но, говорили им приятели, там хорошие ортопеды и хирурги.

«Что ж, — резюмировал врач, изучив результаты УЗИ, МРТ и рентгена, — у вас вытекла межсуставная жидкость в колене, вероятнее всего, синовит». Татьяна притихла: «И что это значит?» Ортопед улыбнулся: «Да вы не волнуйтесь. Сейчас это без проблем лечится. Небольшая операция, откачаем жидкость, и все». «Операция?» — напряглась Татьяна. — «Да. Это быстро. Как укол. Не успеете по корту соскучиться, — успокаивал ее врач. — Только вам нужно сдать еще кое-какие анализы, взять пункцию, чтобы уточнить картину».

Операцию назначили без проволочек. Больница, хоть и была муниципальной, оказывала платные услуги — без очереди. «Бытовые условия там не ахти, — объясняли Игорю друзья, — но ортопедическое отделение — одно из лучших в Москве». Цена оказалась сносной — 30 тысяч за операцию и еще пять — за два дня стационара. Коммерческие клиники брали больше, но дело было не в деньгах. Игорь владел долей в небольшой сети боулинг-клубов в Москве и области и мог позволить себе не экономить на здоровье жены. Но Татьяне в трех местах поставили три разных диагноза. В больнице — четвертый. От этого голова шла кругом. А здешние врачи им понравились, к тому же колено болело все сильнее.

«Однако здесь сумрачно, — подумал Игорь, шурша бахилами по старому больничному линолеуму. — И отличные коридоры. Можно шары гонять». Привезли в больницу и прооперировали Татьяну накануне, и, хотя все прошло гладко, Игорь волновался. «Спокойно, — уговаривал он себя. — Все будет хорошо».

Он остановился перед дверью, поправил халат и постучал. «Да-да», — раздалось с той стороны. Игорь вошел. В глаза ударил осенний солнечный свет, лившийся сквозь большое окно. Татьяна лежала на кровати, рядом стоял знакомый врач. Соседняя койка пустовала.

— Ой, Игорек, наконец-то! — Жена потянулась его обнять.

— Поздравляю, — пробасил хирург Федор Силантьев, пожимая Игорю руку. — Операция прошла успешно, никаких осложнений. Вам повезло, что вы вовремя обратились и не запустили травму. Будете бегать по корту как Серена Уильямс, — подмигнул он Татьяне.

— Ловлю на слове, доктор!

Хирург кивнул.

— Жену я вашу проинструктировал, — повернулся он к Игорю. — Зайдите потом ко мне: я дам вам несколько рекомендаций.

— Конечно, — откликнулся Игорь, тем более он и сам собирался поговорить с доктором с глазу на глаз.

— Тогда все. Откланиваюсь. Не буду больше настаивать на своем обществе. Желаю всего хорошего.

Доктор вышел. Игорь осмотрелся. Палата в спокойных тонах, со следами косметического ремонта.

— Ну как тебе здесь?

— Все хорошо. Силантьев — душка, — улыбнулась Татьяна. — Он так быстро все сделал, что я не успела понять, что произошло. Врачи постоянно проверяли мое состояние… Только тос­кливо здесь. Давай поскорее поедем.

— Ладно, ты пока собирайся, а я к нему зайду.

В кабинете хирурга-ортопеда было просторно. На стенах висели дипломы и благодарности. На подоконнике — магнитола, из которой доносился Шуберт.

— Присаживайтесь, — врач указал Игорю на кресло. — Пока нагрузок на колено стоит избегать. Месяца два. Надо регулярно наблюдаться у врача. Лучше — у нашего. Список препаратов, которые нужно попить, я передал вашей жене. Если что — обращайтесь.

Деркач кивнул и перешел к делу.

— У меня вам подарок, — Игорь положил на стол конверт. — Примите в знак благодарности.

Силантьев молчал.

— Это от чистого сердца. Вам. Признательность.

— Хорошо, — выдохнул Силантьев. — Но вообще это у нас совершенно не обязательно.

— Так в кассу все оплачено. А это лично вам и коллегам за профессионализм и заботу о моей жене.

Врач взял конверт. Брать деньги Силантьеву вообще-то не нравилось. Но платили в больнице мало — прожить, конечно, можно, но скромно. Его коллеги в коммерческой медицине зарабатывают в пять-десять раз больше. Идти туда не хотелось: здесь было больше живой, что называется, работы. И, главное, это не взятка, а благодарность за уже сделанную работу, — оправдывал он себя. Кто хочет и может, тот дает деньги. А нет — так нет. Никто их не требует.

Обострение

Была глубокая ночь. Моросил октябрьский дождь. Татьяна ворочалась в кровати и никак не могла заснуть. Колено опухло; боль, пульсируя волнами, постепенно усиливалась. Татьяна приняла две таблетки сильного обез­боливающего — не помогало. Игорь уговаривал ее вызвать «скорую», и она в конце концов согласилась.

Врач — его вызвали из частной компании по страховке — приехал через 20 минут. Он отработал в экстренной медицине 15 лет, занимался спортсменами и хорошо разбирался в травматологии. Без суеты сняв непромокаемую куртку и резиновые сапоги, он проследовал в комнату.

Татьяна рассказала, что ей две недели назад сделали операцию — откачали межсуставную жидкость. Доктор внимательно осмотрел ногу: колено отекло и сильно болело. Измерили температуру тела — 38ºС.

— Так, — начал врач, — у вас, видимо, послеоперационное осложнение. Вероятно, произошло заражение во время откачки синовиальной жидкости.

Татьяна, морщась от боли, смотрела на него с тревогой.

— Что же мне делать?

— Сейчас я вам вколю обезболивающее. Но завтра надо к врачу: сделать снимки, УЗИ и готовиться ко второй операции.

— Как ко второй? — Татьяна отпрянула.

— Так. Нужны анализы, но, очевидно, у вас развивается инфекционный синовит. Это не шутка. Придется, возможно, вскрывать колено… — А без этого как-нибудь можно обойтись? — Можно, но лучше не надо.

— Не шутите со мной, доктор…

— Я бы на вашем месте предъявил претензии тем, кто вас лечил. Это халатность — допустить такое заражение! И вообще: не давайте никому лезть в сустав без четкого диагноза и острой необходимости, — повысил голос медик. — Но что уже говорить об этом…

— А других причин быть не может? — вмешался Игорь.

— Нет. Здесь все очевидно, — махнул рукой доктор. — Мясники, а не врачи! После обезболивающего и жаропонижающего укола Татьяне немного полегчало, и она со стоном откинулась на подушки.

— А зачем вы вообще решились на операцию? — уже в дверях спросил Игоря врач. — Ведь очень многие суставные проблемы достаточно легко корректируются и без вмешательства.

— Мы пробовали, — откашлялся Игорь. — Но как-то не пошло… Он вкратце пересказал историю их злоключений. Доктор «скорой» покивал и рекомендовал обратиться в его клинику. «Хотя, — сказал он, — 331-я городская — хорошая больница. — Но делают все на коленке, простите за каламбур».

Закрыв за врачом дверь, Игорь стал раздумывать, куда им теперь обращаться. Жена, постонав, погрузилась в беспокойный сон.

Разбор полетов

Еле дождавшись утра, Игорь Деркач бросился к хирургу Силантьеву. Тот был на утреннем обходе. Прождав полчаса, Игорь направился к главврачу больницы Антону Сущенко.

— Какого черта у вас происходит? — прямо с порога начала Деркач. — Операция дала осложнения. Такая простая операция, как нас уверяли. И это халатность врачей!

— Кто вам сказал?

— Доктор «скорой». Жена всю ночь мучилась. Вызвали неотложку. У нее… как его… инфекционный синовит. Каково, а? Скажете, что это не врачебная ошибка?!

— Я не могу с ходу сказать, что произошло с вашей женой. Для этого нам нужно ее обследовать…

— Ну уж нет, больше мы сюда ни ногой! Мы на вас в суд подадим — пусть там разбираются, что у вас тут творится!

Доктор вздохнул. Суда ему не хотелось.

— Поймите, врачи — не волшебники. Осложнения бывают, и по разным причинам. Вы, думаю, делаете поспешные выводы.

— Послушайте, так можно любые промахи оправдать. Врачи не боги, да. Но мы-то платим не за эти банальные сентенции. А за реальную помощь! Результат! — Деркач едва не сорвался на крик.

Главврач встал из-за стола.

— Так привозите ее. Мы посмотрим. Доктора все исправят, тем более что случай рядовой.

— Знаем мы эти рядовые случаи. Помер человек — и ладно. Случай-то рядовой…

— Ну зачем вы так? Если хотите, если не доверяете, мы вернем вам все деньги. Все до копейки. Хотя, поверьте, лучших врачей по этой специальности вы в Москве едва ли найдете. А ошибки у всех бывают.

Антон Сущенко следовал негласному правилу: в спорных случаях лучше вернуть деньги, чем выносить сор из избы. Публичный скандал ударит по его репутации и по репутации больницы. К тому же черт знает этого Деркача, может, он, и правда, в суд пойдет. В мэрии еще прицепятся. Скандал нужно было купировать.

— Лучшие, не лучшие… А что толку. Деньги гребут, а ни за что не отвечают! — вспылил Игорь.

— Какие деньги? — напрягся директор.

— Такие. Я заплатил Силантьеву после операции 10 тысяч. Как благодарность. А он что? Какое у него отношение к пациентам?

Антон Сущенко немедленно поднял телефонную трубку: «Инна, скажи, чтобы Силантьев ко мне зашел. Срочно!» Он, конечно, знал, что врачи принимают у пациентов деньги. И закрывал на это глаза, понимая, что труд медперсонала стоит больше, чем может платить государство. Были, конечно, доплаты за коммерческие операции. Но и с ними выходило мало. Если запретить добровольные вознаграждения, многие врачи разбегутся, — рассуждал он. Единственное, что главврач категорически запрещал, — взятки и вымогательство. Брать деньги мимо кассы или под каким-либо предлогом вынуждать пациентов платить за лекарства или работу — это было слишком.

Эту больницу Сущенко возглавил всего год назад. Пока он не решил, как относиться к «денежным благодарностям», и потому ничего не менял. На прежнем месте работы — в детском центре гематологии — он запретил любые подарки врачам и медперсоналу. Это произошло после того, как он заметил, что доктора начинают оценивать платежеспособность родителей и вольно или невольно оказывают больше внимания тем, кто может оказаться щедрее. Но то дети, да и зарплаты у медиков там были несравненно выше — центр спонсировали крупные коммерческие компании. А здесь? Средняя зарплата — 50 тысяч рублей.

В кабинет зашел хирург Силантьев. Увидев Деркача, он недоуменно посмотрел на директора. Тот коротко рассказал о проблеме. Хирург растерялся: «Мы сделали все правильно. Ошибки исключены». Игорь начал было возражать, но его жестом успокоил директор.

— Деньги брали? — обратился он к хирургу.

— Да.

— Верните, пожалуйста, их господину Деркачу.

Силантьев вспыхнул. Это было унизительно.

— Я, в общем, не требую их назад… — попытался сгладить ситуацию Игорь.

— Я сказал — верните! — отчеканил директор.

— А вам с женой, — обратился он к Игорю, — от имени клиники я приношу извинения. Мы готовы продолжить лечение вашей супруги, если вы надумаете. В любом случае вам нужно будет привезти ее, чтобы мы выяснили причины обострения. И вам вернут деньги из кассы.

Игорь Деркач красноречиво промолчал.

— Впрочем, — добавил Сущенко, — можно принести заключение других клиник.

Когда посетители вышли, директор задумался. Осложнения, к сожалению, — это будни врача, и этот случай они, конечно, рассмотрят на консилиуме. Другое дело, что это был первый раз, когда он вмешался в денежные взаимоотношения врачей и пациентов. И скоро об этом узнает вся клиника. Поэтому ему нужно четко определиться: запрещать или разрешать подношения? Считать это закамуфлированной формой взятки или нет? Ведь между врачом и пациентом не должен стоять денежный вопрос: многие к такому не готовы, рано или поздно это развращает коллектив — и медики перестают видеть в людях в первую очередь пациентов. А это ведет к небрежности, халатности, стяжательству и откровенному вымогательству… С другой стороны, врачам же нужно зарабатывать. Поднять им зарплату, чтобы они не думали о деньгах, он не может.

Описанная проблема очень актуальна. Она известна с советских времен, когда действовал принцип: «Хороший врач сам себя прокормит». В 1990-е годы эта традиция приобрела уродливые формы: врачи действительно нередко требовали деньги у пациентов. В условиях тотального недофинансирования официально бесплатное здравоохранение стало кормиться за счет больных. Острота этой проблемы, насколько я понимаю, стала снижаться четыре года назад, когда в медицину стали вливать средства, в том числе и на зарплату врачей.

Руководитель любого медучреждения, где персонал берет деньги от пациентов, стоит перед выбором: закрывать на это глаза или объявить злоупотреблением? Надо понимать, что запретить подарки на 100% невозможно. В некоторых клиниках категорически запрещают врачам брать что бы то ни было, а пациентов предупреждают, что при попытках «вручить» им откажут в лечении. Так в зоопарке висят таблички: «Животных не кормить!» Но всегда найдутся те, кто нарушат этот запрет. Но если денежные подарки разрешить, то можно скатиться к тому, что врачи начнут либо напрямую вымогать деньги, либо создавать условия, вынуждающие больного раскошелиться.

Проблема принципиально решается повышением зарплат. В очень дорогих частных клиниках врачи деньги на руки практически не берут. Им работодатель и так хорошо платит, и единица благодарности обычно невелика по сравнению с их зарплатой. В госбольницах ситуация хуже, но и там все стало меняться, поскольку Минздрав повышает врачам зарплаты. В результате резко снизился объем жалоб на вымогательство со стороны врачей.

Если руководитель не может платить высокие зарплаты врачам, то у него есть два выхода. Первый, наиболее часто встречающийся в госбольницах: если деньги требуют до того, как оказана помощь, то это преступление и мы этого не потерпим. Если же пациент благодарит после, причем ему не называют конкретную сумму и он сам выступает инициатором, то мы закрываем на это глаза. Хочу отметить, что закон, ограничивающий максимальную сумму подарка должностным лицам, выше которой все — взятка, на врачей не распространяется.

Есть подход, который мне кажется приемлемым: врачу нельзя запретить получать вознаграждение за внебольничные услуги, например выезд к больному на дом. То есть руководитель может сказать: деньги вы брать можете, но только вне стен нашей медицинской организации. Но далеко не всякую услугу можно оказать на дому, и это резко ограничивает практику частных выплат.

Вообще важно понимать, с каким типом медучреждения мы имеем дело. Есть госбольницы, где хирургов пациенты благодарят, несмотря ни на что. Поэтому на месте нашего главврача я бы не стал ограничивать подобные выплаты публично, хотя, считаю, в описываемом случае он правильно поступил, что вернул деньги и распрощался с пациентом. Кроме того, есть фельдшерские пункты в поселках, где бабушки дарят врачам соленые огурцы, и это нельзя, да и бессмысленно запрещать. А есть госполиклиники, в которых не стоит ослаблять хватку и разрешать денежные подарки, иначе все превратится в вымогательство и развод пациента на деньги. В частных клиниках и стационарах, считаю, тоже должна быть нулевая толерантность, поскольку высок риск, что все сведется к неформальным оплатам, как у гаишников: штраф две тысячи, а на лапу — всего тысячу. Это вопрос финансовой гигиены внутри организации.

Так называемая «теневая медицина» в нашей стране развита исторически. В советское время «подарки в конверте» врачам были практически единственной возможностью для пациента и его родных как-то улучшить отношение врачей и условия пребывания в больнице.

С появлением коммерческой медицины ситуация стала меняться. Люди, которые могут позволить себе оплачивать лечение, становятся куда более требовательными и избирательными. Повышается грамотность населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Платежеспособный спрос на медицинские услуги становится цивилизованным и избирательным. И что самое важное — на любом этапе лечения люди требуют от мед­учреждения и врача ответственного отношения. Сегодня теневые платежи в России сокращаются примерно на 1% ежегодно и, по прогнозам аналитиков, ускорение этого процесса неизбежно.

Формальные запреты врачам на прием «конвертов» не смогут в корне поменять ситуацию. Брать все равно будут, если будут желающие давать. Просто с каждым годом, на мой взгляд, количество желающих заплатить собственные средства без гарантий результата будет неуклонно снижаться. Развитие цивилизованного рынка коммерческой медицины повлечет за собой исчезновение понятия «теневая медицина» как такового.

К сожалению, бороться с подношениями практически невозможно. В описанном случае главврач, безусловно, прав, заставив врача вернуть деньги. Но далеко не всегда в случае недобросовестного исполнения медицинским персоналом своих обязательств пациент сталкивается с такой «лояльностью» со стороны врачей. Поэтому мы в МЕДСИ понимаем, как важно формировать культуру потребления медуслуг. Необходимо объяснять «дарителям», что только юридически оформленные документы об оплате лечения могут стать поводом для обращения в инстанции, способные в случае спорной ситуации защитить права пациента.

Достаточно наладить систему — адекватные расценки и высококвалифицированная медпомощь, качественный клиентский сервис, готовый оперативно отреагировать на любые жалобы — и вы перестанете сталкиваться со случаями «конвертной» оплаты труда врачей.

У пациентов просто не будет стимулов платить напрямую врачу. В МЕДСИ все финансовые взаимоотношения с пациентами максимально прозрачны и полностью официальны, а сотрудники при каждом обращении клиента напоминают, что ответственность за здоровье, которое он нам доверяет, несет компания (а не в частном порядке врач), и гарантом этой ответственности является подписанный договор на обслуживание, документы об оплате и другие документы о выполнении взаимных обязательств между сетью МЕДСИ и клиентом. Таким образом мы делаем все, чтобы у нашего клиента не было никакого желания идти мимо кассы.