Не делайте ваш бренд похожим на другие | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не делайте ваш бренд похожим
на другие

Нельзя объяснять свой продукт через чужие. Это паразитизм.

Автор: Дениз Ли Йон

Не делайте ваш бренд похожим на другие

читайте также

Новые старые кадры

Сергей Шапошников

Как «подружить» маркетологов со специалистами по продажам

Андрис А. Золтнерс,  Прабхакант Синха,  Салли Лоример

Зачем банкиру школы для среднего класса

Роджер Мартин,  Тим Браун

Переворот в Опере: как дизайн-мышление преобразило театр из Сан-Франциско

Дэвид Хойт,  Роберт Саттон

Участвуя в программе консультаций стартапов, я постоянно выслушиваю презентации начинающих предпринимателей. Моя обязанность заключается в том, чтобы отделить перспективные проекты от тех, которые нуждаются в серьезной доработке. Один из своих фильтров я называю «наш бренд похож на другие».

Это когда кто-то объясняет собственный товар, ссылаясь на чужие продукты и бренды. Таков, скажем, Hyundai: его основной посыл — «Мы как Lexus, но выгодн-ее». Burger King копирует смузи и упаковку McDonald’s, но у него якобы все «здоров-ее» и «полезн-ее». Когда Microsoft отрекомендовал Bing в качестве поисковой системы, которая «быстр-ее», чем Google, судьба этого пасынка интернета была быстро решена.

У меня в голове звучит сигнал тревоги всякий раз, когда я слышу, что новый товар в точности похож на уже существующий, только он меньше, больше, тоньше, легче, быстрее, выше, сильнее: что угодно «-ее». Зачин «Мы как Х, но мы — -ее» вызывает сомнения: удастся ли товару выйти на рынок и удастся ли ему там закрепиться?

Реклама с позиции «наш продукт похож на…, но ……-ее» опасна: ваш бренд сразу же воспринимается как нечто вторичное по сравнению с тем, с чем вы сами его сравниваете. Вы даете клиентам понять, что все преимущества вашей новинки относительны, индивидуального значения она не имеет. К тому же вы таким образом пытаетесь догнать и перегнать товары «основного» бренда. Но как только те выпустят что-то новое, вы просто обязаны предложить аналог, ведь ценность вашего бренда определяется ценностью чужых товаров или услуг. Вряд ли вы успеете всерьез дифференцироваться и поддерживать качественное отличие.

Великие бренды никогда не довольствуются таким «-ее». Воображение потребителя и инвестора покоряют те, кто соревнуется только с самими собой. Бен Горовиц из Andreessen Horowitz отметил, что его компания инвестирует венчурный капитал лишь в те предприятия, которые порождают революционные уникальные идеи. «Это по определению не может быть нечто предсказуемое. Скорее они кажутся безумными. Если бы поначалу они не выглядели безумными, то не были бы и революционными».

Горовиц устанавливает планку чрезвычайно высоко: я лично готова понять, что не каждый новый продукт возникает с нуля. Но даже в чем-то вторичный бренд может и должен радикально отличаться от прочих похожих на него. Нельзя объяснять свой продукт через чужие. Это паразитизм. Продумайте обоснование и позиционирование своего бренда так, чтобы сравнение с конкурентами утратило смысл.

Есть несколько способов подать свой бренд как прорыв. Вместо того (или вместе с тем), чтобы подавать свой продукт как нечто, отличающееся от другого, сосредоточьтесь на вопросах «почему», «кто» и «как».

  1. Почему: цель и ценности. Четко обозначенная миссия — мощное и незаменимое средство устанавливать контакт с людьми. Dove научил нас предлагать нечто общеизвестное — мыло! — как существенную ценность, ведь этот бренд славит уникальную и истинную красоту каждой женщины. В сфере технологий быстро выдвинулась Etsy — не только благодаря уникальному ассортименту, но и в силу своей преданности подлинному ремеслу, тому, во что вложен человеческий труд.
  2. Кто: ключевые клиенты. Некоторые бренды определяют себя через то, для кого они предназначены или к кому не обращаются. На пике успеха сайтов распродаж Zulily позиционировал себя как сайт для разборчивых мамочек. Таким образом, новый бренд занял свое место между массовыми дешевыми брендами и эксклюзивными бутиками, и компания сумела привлечь внимание конкретной группы покупателей. Именно с этим связан ее успех — постоянный и быстрый рост и в 2013 году первичное размещение акций на сумму в $2,6 миллиарда.
  3. Как: личность. Бренд с легкостью обходит сравнение (а тем самым и конкурентов), если воспринимается личностно, предлагает уникальный опыт отношений с клиентами. Так, Southwest Airlines выделилась благодаря своему живому и общительному характеру; Harley-Davidson, Trader Joe’s и The Honest Co. тоже превратились в замечательные бренды, потому что подавали себя как неповторимые личности. Речь идет не только о творческом развитии различных форм общения с клиентами: нужно все аспекты работы окрасить своим неподражаемым характером.

Каждая компания решает для себя, быть ли ей великим брендом или всего лишь чем-то вроде «наш бренд похож на…, но ……-ее». Великие бренды не ловят чужую волну — они сами прокладывают курс, а мир пусть подстраивается под них.

Читайте по теме: