Современные индийские потребители: какие они? | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия

Современные индийские потребители:
какие они?

Что нужно учитывать российским компаниям при выходе на индийский рынок

Автор: Лидия Кулик

Современные индийские потребители: какие они?
Фото: C Rayban / Unsplash

читайте также

Я сам обманываться рад?

Милкман Кэтрин,  Пейн Джон,  Солл Джек

«Думаю, что могу приносить пользу не только как актриса»

Елена Смородинова

Переговоры со словарем

Владимир Рувинский

Google раскрывает тайны

Раффаэлла Садун

Говоря об Индии, обсуждая состояние и перспективы развития ее экономики или возможности выхода на индийский рынок, эксперты и представители бизнеса часто затрагивают интересную и противоречивую тему индийского среднего класса — основной категории потребителей огромной страны.

Единой методологии подсчета численности населения, относящегося к среднему классу, не существует, а критерии применительно к Индии значительно различаются в зависимости от того, кто проводит исследование. Среди наиболее заметных публикаций последних лет — исследование Brookings 2017 года. Его авторы предположили, что к 2022 году индийский средний класс увеличится до 380 млн человек. Исследование 2022 года People Research on India’s Consumer Economy показало, что средний класс в индийских мегаполисах составлял 55%, а класс обеспеченных граждан — 13%. В начале 2024-го аналитики Goldman Sachs подсчитали, что через три года в Индии будет насчитываться 100 млн обеспеченных граждан.

Картину также усложняет паритет покупательной способности — всегда очень выигрышный для Индии показатель. В настоящее время по номинальному размеру ВВП Индия находится на пятом месте в мире, а при сравнении ВВП по паритету покупательной способности — на третьем месте. Кроме того, фоном для дискуссий о среднем классе остается расслоение в индийском обществе: при первом знакомстве с этой страной в глаза неизбежно бросается пропасть между богатыми и бедными. Если изучить вопрос глубже, становится заметно, что в последние годы малоимущие поправили свое положение, а среди наиболее обеспеченных семей традиции сдержанности, служения обществу и филантропии продолжают передаваться из поколения в поколение. При этом руководство страны заявляет об амбициозной цели: к 2047 году (100-летию независимости Индии) включить в средний класс 63% населения страны.

Пирамида благосостояния становится ромбом

Получится ли у Индии достичь заявленных показателей, пока не ясно, но, как бы там ни было, возрастная структура населения и преобладание в стране трудоспособной молодежи (средний возраст — 28,7 года, 65% населения — младше 35 лет) обеспечат Индии преимущество высоких темпов экономического роста в сравнении с другими странами на будущие десятилетия.

Покупательная способность индийцев растет, одновременно меняются модели потребления и поведения, трансформируется структура расходов. Что наиболее значительно, индийских потребителей стабильно отличает высокий уровень оптимизма. Эти показатели особенно важны с учетом ухудшающегося положения среднего класса в Европе и США, поскольку они влияют на выбор компаний в пользу индийского рынка.

Многие иностранные компании долго не решались включиться в поиск путей к индийскому потребителю, находящемуся у основания пирамиды благосостояния. Они не понимали, как наладить работу при минимальной маржинальности и как зарабатывать за счет экономии на масштабе (когда затраты на единицу продукции снижаются по мере увеличения объема производства). В последнее время пирамида начала трансформироваться и сейчас стремится по форме к ромбу. Другими словами, в ней постепенно увеличивается середина — средний класс с различным достатком, от низкого до высокого. В перспективе ромб превратится в перевернутую пирамиду, то есть обеспеченных людей станет больше, чем необеспеченных.

Факторы, влияющие на расширение среднего класса

Единый рынок

До недавнего времени культурное многообразие Индии сочеталось с множеством таможенных и административных границ внутри страны, мешавших образованию единого рынка. Индия — это федерация штатов, в каждом из которых региональные органы власти определяют многие правила ведения бизнеса. Однако ситуация начала меняться в 2016 году, когда по всей стране ввели единый налог на товары и услуги (GST, Goods and Services Tax), который стабильно пополняет государственную казну. Кроме того, за несколько последних лет государственные сервисы подверглись масштабной цифровизации, а население стало активно пользоваться смартфонами. Все это приводит к тому, что Индия постепенно становится единым рынком для компаний и потребителей. Хотя традиционная уличная торговля и маленькие лавочки у дома (кираны) по-прежнему очень популярны, а онлайн-ритейл составляет лишь 10,7% всей торговли, бурное развитие e-commerce-платформ в последние годы способствует объединению страны в общее торгово-экономическое пространство. Потребители постепенно привыкают к тому, что у них всегда есть выбор. Сегодня лидирующие позиции в Индии занимают такие площадки электронной торговли, как Amazon, Flipkart, Myntra, Snapdeal.

ВВП на душу населения в Индии составляет около $2500 и растет со скоростью 5—6% в год. По мнению специалистов, в ближайшие 3—4 года этот показатель достигнет важной переломной точки, превысив $3300, — и растущий доход начнет превращать практически все полуторамиллиардное население Индии в потребителей. Очевидно, что, когда мы говорим о населении Индии, изменение даже небольших процентных соотношений касается миллионов человек и сопоставимо с численностью жителей целых стран. Бизнесу в Индии теперь проще найти и просчитать свои сегменты рынка при поиске клиентов, а каждый сегмент и каждая даже самая небольшая ниша в этой стране очень глубоки.

Расслоение в индийской деревне

Индия — преимущественно аграрная страна, в которой на долю сельского хозяйства, по разным подсчетам, приходится до 15—19% ВВП. И хотя этот показатель постепенно снижается, он все еще выше, чем в других странах. За последние годы сельское хозяйство Индии достигло значительных успехов: по многим позициям (молоко, пшеница, рис и другие культуры) страна стала самообеспеченной и наращивает экспорт.

Однако сельское хозяйство остается исключительно чувствительным с социальной и политической точки зрения сектором, поэтому повышение эффективности отрасли за счет укрупнения хозяйств и снижения государственных субсидий будет происходить в Индии очень медленно и постепенно. На земле работает около 150 млн индийцев. Стремясь переселиться в города, именно они обеспечивают рост существующих городских агломераций и появление новых.

Несмотря на многие хронические проблемы, присущие индийской деревне — бедность крестьян, уменьшающиеся площади земельных наделов, скудность почв, нехватку воды, зависимость от меняющихся климатических условий, — в сельской Индии, тем не менее, за последнее время сложился и окреп свой средний класс. Как отмечают авторы исследования Школы управления «Сколково» «Знакомьтесь, новый индийский потребитель», эти состоятельные сельчане встали на ноги благодаря двум революциям в индийском сельском хозяйстве: «зеленой революции» (рост производства зерновых) и «белой революции» (рост производства молока). Благосостояние фермеров растет за счет мер поддержки: государство выделяет субсидии на удобрения, топливо и электроэнергию.

Несмотря на консерватизм индийской деревни, многих современных фермеров, особенно в таких штатах, как Пенджаб и Харьяна, можно отнести к категории «new money» — «новые деньги». Это индийцы не только с новым финансовым статусом, но и с новой этикой и новыми потребительскими предпочтениями. Потребление напоказ становится все более распространенным.

Урбанизация и инфраструктура

Важный феномен сегодняшней Индии и фактор, влияющий на потребительские привычки, — стремительная урбанизация. Считается, что к 2030 году в каждом из 68 крупных городов Индии будет проживать более миллиона человек. Правительство Индии стремится создавать новые города, которые одновременно имели бы признаки и преимущества как городской, так и сельской жизни. Активно улучшается инфраструктура: строятся дороги, порты, воздушные гавани. За десять лет протяженность дорог общенационального значения увеличилась почти вдвое, число аэропортов выросло почти в три раза. Перспективными рынками и источниками ресурсов для компаний постепенно становятся города второго и третьего эшелона, в том числе Майсур, Джайпур, Вадодара, Кочин, Индор, Пуна, Насик, Ахмадабад, Джаландхар, Нагпур, Ранчи, Чандигарх, Канпур. Многие из них уже сейчас обладают достойной инфраструктурой и образованными кадрами и могут предложить более комфортные условия жизни, чем перегруженные города-гиганты, такие как Дели, Мумбаи, Бангалор, Калькутта, Ченнаи. Крупные мегаполисы больше всего страдают от стихийной урбанизации — переселения сельских жителей без создания для них минимальных условий проживания в городе. Среди обеспеченных индийцев сложилась и противоположная тенденция: в дополнение к своим городским домам они все чаще приобретают недвижимость в отдаленных районах страны — на побережье, в предгорьях Гималаев или в холмистой местности в Махараштре, Карнатаке, Керале и других живописных штатах. Опережающими темпами также растет внутренний и выездной туризм.

Предпринимательство

Один из многих контрастов, присущих Индии, — это контраст между аскетизмом традиционной индийской этики, которой свойственно преобладание духовного над материальным, и одновременно — роскошью, яркостью, чрезмерностью индийской культуры во всех ее проявлениях. На протяжении столетий Индия была вовлечена в мировую торговлю, предпринимательство имеет в Индии глубокие корни. Ведущий индийский бизнес активно участвовал в борьбе Индии за независимость. При этом до недавнего времени бизнес не считался в стране престижным занятием и ограничивался лишь узким кругом вовлеченных в торговлю и финансовые операции сообществ. Не способствовал развитию предпринимательства и просоциалистический крен в политике руководства страны после обретения независимости.

Несмотря на сдержанность в потреблении, коллективизм, общинность, бережливость и аскетизм, которые по-прежнему присущи индийцам и пользуются уважением в обществе, предпринимательский компонент в индийской жизни значительно усилился, особенно после некоторых крупных сделок последних лет. Сегодня в этой стране модно быть умным молодым предпринимателем, не так страшно потерпеть неудачу и пробовать свои силы снова и снова. Подчеркивая важность предпринимательства для экономики страны, премьер-министр Нарендра Моди назвал юных предпринимателей новыми борцами за независимость Индии.

Индивидуализм, напористость и метод «вижу цель — не вижу препятствий» все еще не особенно свойственны индийскому бизнесу, в котором личные отношения превалируют над деловыми, однако инициативность, конкурентность все больше распространяются. Зарабатывать и тратить деньги теперь намного интереснее и престижнее, чем откладывать их для будущих поколений. Способствует этому и уверенность индийцев в завтрашнем дне, и достаточно высокий уровень инфляции (5—7%), а также увеличивающееся разнообразие доступных товаров и услуг. На место скудному ассортименту постепенно приходит значительно больше опций. Индийцам, особенно молодежи, свойственно любопытство, живой интерес к новым продуктам и впечатлениям.

Предпочтения потребителей: что меняется, что остается неизменным

Хотя работать в Индии непросто, рост покупательной способности индийцев открывает уникальные возможности перед российскими компаниями. Именно сейчас у них появился шанс участвовать в трансформации предпочтений и формировании новых привычек индийских покупателей. Однако для этого необходим долгосрочный подход и готовность к серьезным инвестициям в индийский рынок. Важно также понимать культуру местных потребителей, знать их предпочтения, уметь встроиться в их жизнь и адаптировать свой продукт или решение под индийские реалии и потребности.

Вот несколько трендов, которые могут быть интересны компаниям из разных отраслей.

Здоровый образ жизни и полезная продукция

Российским производителям потребительских товаров и продуктов питания полезно иметь в виду, что решения о покупках — будь то ежедневные траты или крупные вложения — в индийской семье обычно принимает женщина, а глава семьи, мужчина, с ней советуется. Здоровое питание, рост расходов на качественную полезную пищу, снижение потребления углеводов, увеличение потребления овощей, фруктов, белковой пищи (в том числе ее растительных заменителей), распространение продуктов с минеральными и витаминными добавками — вот ключевые тренды индийского потребительского рынка. Хорошо известен кейс одного американского производителя хлопьев. Компания безуспешно пыталась приучить индийцев есть хлопья на завтрак. Однако индийцы привыкли есть по утрам теплую и мягкую пищу, такую как идли, — приготовленные на пару рисовые булочки. Хлопья никак не становились в Индии массовым продуктом. Продажи пошли вверх, лишь когда компания стала подчеркивать, что продукция обогащена полезными минералами, такими как железо, и предлагать ее в виде полезной вечерней еды для детей.

Кроме того, в пищевой отрасли расширяется сегмент качественных кондитерских изделий и шоколада. Инвестиции наращивают крупные международные игроки, а также нишевые производители премиум-класса. Однако при поставках и производстве такой продукции необходимо учитывать локальные условия, прежде всего — преобладающие высокие температуры, влажность и отсутствие надежных цепочек хранения c подходящим температурным режимом. Как результат — высокая цена, изменение рецептуры и снижение качества продукции. Местные условия также влияют на технику, стройматериалы, на любые товары. Путь к индийскому потребителю требует инвестиций и изобретательности. Компаниям приходится адаптировать продукт, преодолевать трудности хранения и транспортировки, вкладывать средства в обучение клиентов, формирование новых привычек.

Порционная упаковка

Если компания ориентируется в Индии на массового потребителя, ей нужно помнить о порционных упаковках. Транснациональные гиганты FMCG хорошо усвоили этот урок, предложив в Индии максимально недорогую продукцию, продаваемую небольшими порциями: шампуни, гель для бритья, снеки с традиционными для Индии вкусами. Например, в придорожных магазинчиках продаются чипсы, расфасованные в маленькие пачки по 11 грамм, — их любят прохожие и особенно дети.

Экологичность

Еще один важный для индийцев показатель — польза не только для человека, но и для природы. Им близка и понятна экологическая повестка. В Индии уже не используют пластиковые пакеты или одноразовую пластиковую посуду: в популярных кафе мороженое подают в кокосовой скорлупе, в отелях все реже можно встретить пластиковые бутылки для воды. Большим спросом пользуются органические продукты, на которые действует строгая сертификация.

«Не сделай сам»

Вряд ли в ближайшее время в Индии будет пользоваться популярностью продукция или магазины формата «сделай сам». Иерархичность — все еще ключевая особенность индийского общества. Если есть возможность делегировать задачу и при этом дать шанс заработать нуждающимся — зачем делать что-то самому? Крупные игроки в этом секторе делают выводы и вместе со своей продукцией предлагают и сборку. Индийцы привыкли к высокому уровню сервиса. Не зря в структуре индийской экономики сектор услуг занимает главенствующую роль. Также пока сложно представить, что в Индии широкое распространение получат, к примеру, наборы для домашнего вышивания. Вышивка — это профессия, тяжелое ремесло, масштабом и качеством которого славится эта страна, в которой каждый должен заниматься своим делом. Тем не менее, такие товары сегодня доступны в Индии, и это хороший пример не массового, а нишевого продукта.

Дружелюбие и эмпатия

Несмотря на усиливающуюся маскулинность, распространение альтернативной молодежной культуры, артхауса, рэпа и рока, индийской культуре по-прежнему свойственна мягкость, нежность, женственность, эмпатия и чадолюбие. А также дружелюбие и юмор. В Индии действительно постоянно танцуют, поют и что-то празднуют. Не стоит, к примеру, на фестивалях российского кино в Индии показывать жесткие и откровенные фильмы и надеяться, что они будут популярны среди индийцев. В Индии хватает своих проблем, и такая продукция может только отпугнуть. Нужно предлагать индийцам то, что соответствует их темпераменту и ценностям. Многообещающий сегмент — это все, что связано с товарами для детей.

Суперценностное предложение

Благодаря дружественному нейтралитету Индии у российских компаний есть уникальная возможность выйти на растущий индийский рынок. Но все не так просто. На условной полке индийского магазина в любой нише российская компания уже сегодня столкнется с конкуренцией: с одной стороны, с ведущими мировыми игроками, с другой — с индийскими компаниями, а в некоторых категориях и с китайскими производителями. Уже не первый год Индия — приоритетное направление для всех крупных международных игроков и многих средних компаний из разных стран. В то же время индийский бизнес заметно окреп благодаря длительной протекционистской политике правительства и мерам поддержки местного производства и экспорта, флагманским программам премьер-министра Нарендры Моди, таким как «Самодостаточная Индия» и «Делай в Индии». В Индии сейчас производится практически все, и качество продукции значительно улучшилось. Если раньше импортный товар — означало «дорого и качественно», то сейчас индийский флаг на продукции постепенно приобретает все больший престиж и популярность. Продукция китайских производителей большим спросом не пользуется. Индийские потребители покупают ее из-за низкой цены, но при возможности переключаются на более качественную продукцию, изготовленную в Индии или в других странах. И здесь у российских производителей есть шансы занять свои ниши. Индийский рынок всегда чувствителен к цене и одновременно требователен к качеству продукции: к долговечности, надежности, энергоэффективности, простоте в эксплуатации, возможности быстро провести ремонт и к налаженному сервисному обслуживанию. Для крупной техники обязательно наличие вторичного рынка. Таким образом, на рынок Индии нужно выходить не просто с недорогим, а с суперценностным предложением. Всего этого сложно добиться без максимальной локализации разработки и производства.

Создание рабочих мест в Индии — приоритет для регуляторов на уровне как центрального правительства, так и местных органов власти. Российской компании в диалоге с индийскими партнерами и властями необходимо подчеркивать не только ценовые и качественные преимущества своих товаров и решений, но и то, сколько индийцев компания обучит и обеспечит работой, если придет на индийский рынок. Несмотря на дружественное отношение к России, индийцев отличает патриотизм, любовь к своей стране. Это также необходимо учитывать российским компаниям и постепенно двигаться к формату «Разработано в России», «Сделано в Индии», «Сделано для Индии», «Сделано для мира».

Поиск новой комплементарности

Технологии из России в целом воспринимаются в Индии как умные, надежные, экологичные, но на практике индийцы почти не знакомы с российской продукцией. Долгие годы инвестиционные и экономические связи двух стран развивались в основном по линии межправительственных контактов. Качественные изменения, происходящие сегодня в обеих странах, активный поиск российскими и индийскими компаниями новой комплементарности, то есть совместимости и взаимодополнения, позволят российско-индийской торговле и сотрудничеству выйти на новый уровень.

Российским компаниям необходимо научиться говорить с индийцами на одном языке. В Индии любят традиционную российскую культуру. Важно восстановить старые мосты дружбы и построить новые, взяв все самое лучшее и актуальное для Индии из российских достижений последних лет. Регуляторам необходимо содействовать бизнесу в строительстве новых деловых связей — прежде всего, через совершенствование общих платежных механизмов, развитие транспортных коридоров и субсидирование логистики.