Почему Twitter теряет активных пользователей | Большие Идеи

・ Цифровой маркетинг
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему Twitter теряет
активных пользователей

Злоупотребление уже вошло в систему, стало привычным в наш век всеобщего недовольства — и не само ли оно породило его?

Автор: Умар Хак

Почему Twitter теряет активных пользователей

читайте также

Шесть способов замедлиться

Анна Лебедева

Неожиданный эффект позитивных историй

Франческа Джино

Как повысить автономность работы без потери производительности

Маргарет Лучано

Курс дела

Марина Иванющенкова

Что случилось с твиттером? Это виртуальное городское пространство, где мыслители и активисты собирались для диспута и самоорганизации, но в начале февраля стало ясно, что рост ресурса остановился и акции компании уже отреагировали на это.

Топ-менеджеры соцсети уверены, что вся беда в конкуренции, и старательно добавляют новые фичи, кнопки, функции. Однако им не удается покорить воображение пользователей и удержать их интерес на прежнем уровне, а вполне изящная платформа превращается между тем в Лас-Вегас, где сверкают гифки и мелькают перед глазами тэги #трендов и #спама. Порочный круг, нисходящая спираль.

Разгадка, мне кажется, прямо тут, у всех перед глазами. На случай, если вы не заглядываете в твиттер, поясню: это уже не городское пространство или форум, а неистовый танцпол ночного клуба. Все выделывают что хотят: толкаются, шумят, подвергают сексуальному домогательству, угрожают, запугивают, занимаются вымогательством, о наркотиках я уже молчу.

Нетрудно увязать причину со следствием, рост виртуального насилия в твиттере — и количественный рост, и уровень неистовства — с потерей пользователей.

Хотя со времен запуска твиттера соцсети и то, что забавно именуется «реалом», все более сближаются, между ними пролегает отчетливая граница, и дело не только в возможности сохранить в сети анонимность (ее уже почти нет): в интернете социальные стимулы все еще действуют непривычным для нас образом. Например, если в «реале» вы обругаете дюжину незнакомцев, вам с большой вероятностью раз шесть дадут по морде. Стукните шестерых по лицу — и хотя бы один вызовет полицию. Но проделайте все это виртуально, и невесть откуда явится тысяча вымышленных друзей и примется вас подначивать, причем компания, обслуживающая этот сервис, не очень-то почешется остановить насилие (о предотвращении его уж не говоря). Вот он, порочный круг жестокости.

Главная проблема твиттера заключается в низком качестве общения, в подобного рода злоупотреблениях. Но это не проблема твиттера как такового. То же самое мы наблюдаем повсеместно.

Читайте материал по теме: Как рынок погубил Twitter

Злоупотребление уже вошло в систему, стало привычным в наш век всеобщего недовольства — и не само ли оно породило его? Мы заранее ожидаем, что начальники будут дурно с нами обращаться, что нам подсунут мошеннические контракты с нечитабельно мелким шрифтом и скрытыми юридическими ловушками, обдерут, как липку, и глуп тот, кто доверится доверенному лицу. А теперь у нас есть соцсеть, где мы заседаем чуть ли не сутки напролет, ругаясь с незнакомцами и позволяя себя дурить.

Мы усвоили урок: издевались над нами, теперь наш черед. Мы тоже не прочь дурно обходиться с клиентами, выжимать досуха сообщество, запугивать равных, срезать острые углы, манипулировать коллегами, отрекаться от обязательств и продавать в качестве чудотворного средства энергетики по максимально возможной цене. И считаем, что без всего этого не то что не продвинемся — даже и первого шага не сможем ступить. Эта же мысль в разных формах внушается нам по каналам интернета, воплотилась в штаб-квартире VW.

Технические отрасли симулируют слепоту. Суды оправдывают подобные закидоны. Нарушение перестало быть нарушением и сделалось правилом. Мы привыкли уже не только к злоупотреблением, но и к мысли, что тут ничего не исправишь. Ищем изъян в системе обслуживания клиентов, рассуждаем о кризисе в отделе пиара, а сама компания безупречна, разумеется.

Но сейчас почти для любой организации главным делом становится не массовое производство, как в промышленную эпоху, и не наклеивание ярлычков позанятнее, как в эпоху тотального брендинга, и даже не стремление раньше других добыть жизненно важные сведения, как в эпоху информации. Сейчас суть бизнеса — отношения. Почему? По той простой причине, что теперь люди вступают с институтами в такие взаимосвязи, каких мы себе раньше и представить не могли — посредством Твиттера и еще десятками других способов. Но если общение становится болезненным, затрудненным, скучным, бессмысленным — о злоупотреблениях уже не говорим, — если общаться страшно, неприятно, отвратительно, то что вы удивляетесь, когда пользователь спешит прочь, возмущенно качая головой?

Читайте материал по теме: Почему Twitter нуждается в Индии

Мы оказались в мире на редкость низкокачественного общения. Вспомните, когда вам в последний раз доставило удовольствие посещение универмага, банка, больницы, почты, театра, спортзала. Разве вы втайне не страшились чего-то похожего на неудачное свидание? (Подумайте сами, почему очередь к кассам самообслуживания в продуктовом магазине, в Home Depot, в CVS всегда оказывается самой длинной.) Был ли у вас хоть один случай, когда обошлось без свары с мобильным оператором, провайдером, банком, страховой компанией… причем вы всего лишь пытались отстоять свое?

В наш век, век общения, самый простой способ обеспечить себе конкурентное преимущество — предложить людям высококачественное общение. Все виды дурного общения не просто «неприятность» где-то на периферии главной стратегии — это и есть главная проблема для современных стратегий. Предлагать в полностью подключенном и взаимосвязанном мире низкокачественное общение — все равно что продавать дефектную продукцию. Последствия будут те же, как в промышленную эпоху у тех, кто торговал бракованными запчастями или в эпоху брендинга не брезговал лживой рекламой.

Чтобы спасти твиттер, да и не только Твиттер, нужно во главу угла ставить благополучие человека. На него должна быть нацелена вся работа компании, потому что им определяется ее успех. Вот принцип, который следует запомнить: высококачественное общение раскрывает человеческие потенциал, низкокачественное общение снижает, срезает, прибивает наш потенциал. Вот почему главная задача и главная проблема современных институций — научиться обеспечивать высококачественное общение. Раньше они могли без этого обойтись, но если не спохватятся сейчас, все отправятся следом за твиттером: не только их акции обесценятся, но и всякое социальное, экономическое, культурное влияние они утратят. И так и не поймут, что случилось.