Проблема ценообразования Jet.com | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Проблема
ценообразования Jet.com

Jet дает заманчивые обещания использовать модель ценообразования Costco в интернете.

Автор: Рафи Мохаммед

Проблема ценообразования Jet.com

читайте также

«Я на грани»: что нужно знать о психологической безопасности в условиях гибридной работы

Марк Мортенсен,  Эми Эдмондсон

Что делать, если ваш друг подводит вас на работе

Лайан Дэви

Пусть ваша компания станет привычкой для клиентов

Арт Маркман

Наш менеджмент умирает, но это хорошо

Джанпьеро Петрильери

В июле этого года сети розничной торговли Jet.com открыли свои виртуальные двери для публики. Еще до своего запуска стартап, как сообщили СМИ после завершения переговоров с инвесторами, был оценен в невероятную для подобного проекта сумму в 3 млрд долларов.

Так в чем же уникальность Jet, которая привела к такой фантастической оценке, поддержке выдающихся инвесторов (в том числе Goldman Sachs и Google) и славе в деловых изданиях, в чьих лучах купается на данный момент этот веб-сайт?

Во-первых, Jet дает заманчивые обещания использовать модель ценообразования Costco в интернете. В обмен на ежегодный членский взнос в размере $ 49,99 Jet утверждает, что не будет получать какую-либо прибыль от продуктов, которые эта компания продает (из своих запасов или используя ресурсы продавцов-партнеров); единственным источником прибыли будут членские взносы. Во-вторых, основатель и генеральный директор Марк Лоре имеет опыт успеха в электронной коммерции — ранее он продал свой стартап Diapers.com Amazon за $545 млн.

Это может показаться рецептом успеха. Но так ли это?

Плюсы: Jet — инновационный проект по предоставлению скидок, которые должны мотивировать потребителей вести себя таким образом, как удобно для компании. И это признак отличной ценовой стратегии. Клиенты, например, получат скидки, если откажутся от возможности вернуть товар и будут платить с дебетовой карты (которая требует более низкую комиссию) вместо кредитной и/или заказывать те продукты, которые могут быть быстро отправлены (читай: с того же склада). Вместо того, чтобы получать прибыль от таких сберегающих затраты стратегий, как делает большинство компаний электронной коммерции, Jet возвращает эти деньги своим клиентам.

Минусы: Модель ценообразования состоит всего из двух частей. Членство и покупка продуктов в свое время обеспечили прибыль Costco. Но, во-первых, Costco имеет более низкие издержки, как благодаря оптовым скидкам, о которых ей удалось договориться, так и потому, что располагается на окраинах городов, где аренда ниже. Трудно понять, как Jet (компания без каких-либо доходов и с $225 млн привлеченного капитала) и ее партнеры по розничной торговле будут в состоянии добиваться более низких цен на продукцию или достигать экономической эффективности по сравнению с такими мощными конкурентами, как Amazon и Wal-Mart. Эти ритейлеры имеют огромную базу клиентов и работают эффективно, с гарантированной годовой выручкой в $89 млрд и $486 миллиардов соответственно.

Читайте материал по теме: Факты или эмоции: что работает в продажах?

Во-вторых, рыночная среда, в которой Costco имела успех, значительно отличается от той, в которую только входит так смело Jet. Costco обязуется повышать себестоимость продукции не более чем на 15%, а ее конкуренты (продуктовые магазины и универмаги) обычно имеют 25— 50%, что является существенным отличием. В результате цены Costco остаются заметно ниже для потребителей. Конкуренты Jet тоже не глупцы в вопросе маржи. Напротив, в 2014 году Amazon получила прибыль в размере $178 млн при выручке в $89 млрд. Это приводит к крайне низкой марже операционной прибыли в 0,2%.

Сложный момент: Основной мотивацией для клиентов покупать членство в Jet служит желание сэкономить деньги — цены здесь должны быть на 10—15% ниже, чем у онлайн-соперников. Это поможет в настоящее время. Но разве кто-нибудь всерьез думает, что Wal-Mart (который себя называет не иначе, как «Лидер низких цен») и Джефф Безос (амбициозный гендиректор Amazon) не собираются принять этот вызов? Конечно, эти могучие корпорации не спрячут голову в песок, и мы должны быть готовы к жестокой ценовой войне. Потребители, которые отдадут $49,99 за членство в Jet, в сущности, поставят на то, что соперники с толстыми кошельками не будут конкурировать по сверхнизкой цене. По мне, это похоже на ставки на заранее проигравшего. И если эта ценовая модель все-таки сработает, то что остановит Amazon от предложения подобного или даже лучшего варианта?

Пока мы ждем, чтобы все это утряслось, есть несколько вариантов как для потребителей, так и для инвесторов.

Читайте материал по теме: Все для продаж

Потребители должны воспользоваться трехмесячным бесплатным членством и наслаждаться скидками, пока они есть. В качестве примера абсурдности ценообразования модели Jet: корреспондент The Wall Street Journal недавно провел эксперимент и купил 22 товара на Jet.com. Как выяснилось, Jet фактически не запаслась 12 из 22 пунктов в списке и заказывала их у предприятий розничной торговли — таких, как Wal-Mart и JC Penney, чтобы доставить непосредственно покупателю. Журналист заплатил $275,55 за эти 12 товаров, при том что сама компания Jet заплатила конкурентам $518,46, чтобы выполнить заказ. Это привело к потере $ 242,91 для Jet! И это только начало.

Для инвесторов есть только одна надежда, она заключается в том, чтобы запугать Amazon. Если Jet будет необыкновенно успешен в продажах, то для Amazon может иметь смысл купить выскочку, вместо того чтобы бороться с ним. Тем не менее, это может создать достаточно негативный прецедент на рынке. Держу пари, инвесторы сразу же выстроятся в очередь на следующий Jet.com, в надежде, что у нового проекта будут аналогичные успехи.

Еще один вариант для Jet — возможность продать стартап конкуренту Amazon, который всерьез работал всегда над имиджем бренда и может использовать Jet в качестве платформы для электронной коммерции. Слоган «Jet от Wal-Mart» неплохо звучит, как думаете?

Неясно, станут ли Марк Лоре и его друзья-инвесторы богаче благодаря этому стартапу. Не вызывает сомнений то, что Jet не получит прибыль, если эта платформа останется автономным бизнесом без надежных партнеров. В таком случае ее модель ценообразования просто лишена здравого смысла.

Читайте по теме: