Ксенофобия — оборотная сторона привязанности к своим | Большие Идеи

・ Прочее

Ксенофобия — оборотная сторона привязанности
к своим

Привязанность к своим имеет естественное следствие — неприязнь к чужим.

Автор: Дмитрий Жуков

Ксенофобия — оборотная сторона привязанности к своим

читайте также

Как избавиться от чувства вины за несделанную работу

Арт Маркман

Охота на мелочь в карманах клиентов

Алберт Терри

Почему стоит «давать взаймы» своих лучших людей

Джон Будро,  Дэвид Крилман,  Равин Есутхасан

Почему Китай все еще не может создавать глобальные брэнды

Смит Виллем,  Сорелл Майкл

Как хорошо известно, главной социальной потребностью человека, присущей абсолютному подавляющему большинству людей является потребность в социальной самоидентификации, потребность причислять себя к некоему сообществу, потребность ощущать себя членом некоего коллектива. И вполне естественно, что Homo sapiens (как, впрочем, и все прочие социальные животные) испытывает к членам своего сообщества чувства симпатии, привязанности и дружелюбия.

В этом утверждении нет ничего, что противоречило бы здравому смыслу, житейскому опыту среднестатистического индивидуума. Вполне естественно испытывать теплые чувства к членам семьи, радоваться успехам своей организации в борьбе с конкурентами, брататься с незнакомыми людьми в спорт-баре, отмечая победу любимой команды. Но привязанность к своим имеет естественное следствие — неприязнь к чужим.

Это неполиткорректное утверждение основано, в том числе, и на многочисленных экспериментах и наблюдениях за поведением животных.

Понятие «свои и чужие» применимо к поведению далеко не всех животных. Многие животные ведут одиночный образ жизни и объединяются в пары только в сезон размножения. Для них любой представитель своего вида — конкурент, которого надо прогнать или убить, либо избежать с ним встречи, если он явно сильнее. Многие животные ведут стайный образ жизни, но стаи эти анонимны — стада диких копытных; птицы, образующие птичьи базары; рыбные косяки. Такие группы являются простыми агрегациями, в которых все совершенно равнодушны к судьбе соседа. Животные объединяются в группу потому, что так больше шанс уцелеть при атаке хищников — отбившаяся антилопа быстро станет жертвой львов, леопарда или гиен. Но все стадо антилоп равнодушно продолжает щипать траву в нескольких десятках метров от трупа своего конспецифика (представителя своего вида), пожираемого хищниками.

Читайте материал по теме: Пирамида Маслоу знает о мотивации далеко не все

Но есть виды животных с высокой степенью социализации, такие как вороны, волки, шимпанзе и гориллы. И, конечно же, человек. Сообщества таких видов характеризуются специализацией своих членов (вожаки, разведчики, исследователи, матери, няньки и пр.) и развитой системой коммуникации, что необходимо для совместной деятельности при добывании пищи, при перемещении, при уходе за потомством и прочей активности. Естественно, такие сообщества отличаются постоянством состава — никто не уйдет просто так, потому что в одиночку не выжить, а сообществу будет нанесен ущерб, ведь данная особь выполняла определенные функции. Естественно же, что члены сообщества знают друг друга в лицо (хотя функции «лица» могут выполнять звуки и запахи). И, так же естественно, что не входящий в стаю конспецифик легко опознается как чужак, которому нет места в данном сообществе.

Поэтому чем сплоченнее сообщество, чем сложнее интеграция функций его членов, тем сложнее проникнуть в него незнакомой особи. В принципе, это возможно. Чтобы проникнуть в сообщество, чужак должен долго находиться на периферии территории сообщества, демонстрируя умиротворяющее поведение, принимая позы подчинения при приближении кого-либо из членов сообщества. И тогда, возможно, его и примут в сообщество. Конечно, если это случится, он займет низшее место в иерархии. Но, если чужак вторгнется в самый центр территории сообщества с криками «Покормите меня!», то будет моментально и безжалостно уничтожен. Возможно, у него не было враждебных намерений, возможно, у сообщества в данный момент есть достаточно ресурсов, запасов корма. Но все равно быстрая интродукция чужака приведет к нарушению сложившейся социальной структуры сообщества, поэтому любой чужак — дестабилизирующий элемент.

Надо подчеркнуть, что здесь я описываю схему поведения животных в самом первом приближении. Реальность имеет множество особенностей и нюансов. Например, деление животных на ведущих одиночный и групповой образ жизни — условно; у высокосоциализированных животных существуют такая форма поведения, как визиты, — члены одной стаи ходят «в гости» к другой. Но общая суть остается такой, как я описал: настороженное, враждебное отношение к членам другого сообщества. Это норма жизни; более того, это залог тесного дружелюбного взаимодействия с членами своего сообщества.

Читайте материал по теме: Социальная самоидентификация

Князь Мышкин Достоевского любил всех людей. На вопрос влюбленной в него Аглаи он отвечал: « Конечно, я люблю тебя! Но я и ее, Настасью, тоже люблю». Кончилось эта история, как известно, убийством, каторгой и безумием. Потому что любовь ко всем означает равнодушие ко всем, в том числе и к тем, кого мы считаем своими, близкими.

Эти теоретические рассуждения, делаемые на основании данных этологии, подкрепляются и фактами физиологии социализированных животных. Одни и те же биологически активные вещества в организме связаны как с дружелюбным отношением к своим, так и с враждебностью к чужим. Чем стабильнее связи внутри сообщества, тем сильнее проявляется враждебность к незнакомцам. И, чем слабее внутренние связи, тем животные терпимее к чужакам.

Таким образом, ксенофобия — как бы ни резало это слово слух либеральной общественности — оборотная сторона привязанности к членам своего сообщества. А в основе лежит врожденная потребность в социальной самоидентификации.