На службе цифр и улыбок: как меняются сервисные центры в XXI веке | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

На службе цифр и улыбок: как меняются сервисные центры в
XXI веке

Директор сервисного департамента Samsung Electronics о трендах сервисного обслуживания

Автор: Ринат Нигматуллин

На службе цифр и улыбок: как меняются сервисные центры в XXI веке

читайте также

Осознавая различия

Борис Щербаков

Революционные идеи 2004 года

На каких рынках Apple сможет совершить новый прорыв

Скотт Энтони

Всеобуч XXI века

Джордж Уэстерман,  Эбби Лундберг

Как будет выглядеть сервисное обслуживание будущего и что собой представляет современный сервис уже сейчас? Первостепенная задача для корпорации – свести к минимуму затраты времени и сил клиентов на сервисную поддержку и перейти на скоростной ремонт любой сложности по удаленной связи. При этом при обращении за помощью клиент должен быть уверен, что ему предоставят не только качественное обслуживание, но и приятное общение.

На этапе покупки товара того или иного бренда на первый план выходят такие факторы, как цена, имидж продукта и его характеристики – сервисное обслуживание для клиента не столь важно. На стадии использования продукта формируется лояльность покупателя к бренду, оценивается его качество и, согласно исследованиям, сервис уже начинает играть намного большую роль. Некачественный сервис – одна из основных причин того, почему пользователи отказываются от тех или иных брендов. Таким образом, высококлассный, клиентоориентированный сервис – залог роста лояльной аудитории.

До сих пор многие сервисные центры считают своей единственной задачей ремонт устройств. Но ключевое отличие современного сервиса – это новая парадигма оказания услуг, в основе которой лежат концепты цифровизации и эмпатии. Samsung придерживается этой парадигмы: мы считаем, что важен не только ремонт техники, но и помощь нашим клиентам в более широком смысле. В основе наших сервисных центров лежат высокое качество сервисных услуг, скорость работы и удобство клиента – и все это реализуется с помощью цифровизации и эмпатии.

От колл-центров к цифровизации

На наших глазах происходит цифровая трансформация бизнеса. Новые разработки позволяют организациям анализировать запросы клиентов и реагировать на них в режиме реального времени. Согласно исследованиям, скорость в решении проблем клиентов – второй по значимости критерий после качества сервиса.

Довольно долгое время основным инструментом взаимодействия клиентов и бренда был колл-центр. Сегодня, по данным исследований (например, Dimension Data), все больше и больше людей хотят общаться через цифровые каналы, а клиенты моложе 40 лет и вовсе общаются только в мессенджерах и социальных сетях.

Это и есть цифровая революция в сервисе – объем трафика в digital-каналах растет, а доля общения с клиентами по телефону сокращается. Многие компании не справляются с растущим желанием клиентов общаться через мессенджеры и социальные сети, а не по телефону. Организациям нужно перестраивать бизнес-модель, обеспечивать мультиканальность в коммуникациях. В конечном итоге цифровизация клиентского сервиса повышает скорость ответа на запросы клиентов и делает общение более удобным.

В сервисный центр Samsung по цифровым каналам сегодня поступает около 25% всех запросов, и ежегодно их число растет на 30%. Примерно через пять лет онлайн-каналы станут основным способом общения с клиентом, а онлайн-чаты заменят колл-центры. Нужно отметить, что уже сейчас в чате клиентам помогут не хуже, чем в телефонном разговоре, а работать сервис в таком формате будет эффективнее (один сотрудник может одновременно общаться с четырьмя клиентами).

Внедрение чат-ботов – это один из самых эффективных способов обеспечения моментальной клиентской поддержки. Еще два года назад мало кто говорил о чат-ботах, а сегодня это не просто популярная тема, а уже мейнстрим: чат-ботами пользуется более миллиарда человек по всему миру. С их помощью клиенты не только экономят время на посещении сервисного центра, но и получают ответы на свои вопросы в удобной форме – текстовым сообщением. Боты добавляют в общение с клиентом элемент игры и могут заинтересовать технически продвинутых клиентов. Поколению миллениалов такой формат общения точно подойдет.

Вот некоторые результаты внедрения чат-ботов в сервисе Samsung: упростилось дистанционное управление операционными показателями, сократилось количество жалоб клиентов, скорость работы сервиса выросла на 11%.

Поскольку чат-боты появились сравнительно недавно, во многом они требуют доработки. Некоторые запросы клиентов могут оказаться слишком сложными, и человеческое участие все равно потребуется. Но эта проблема легко решается: чат-бот автоматически соединяет клиента со специалистом, который уже видит историю запроса. Кроме того, на данный момент количество мессенджеров, в которых может работать чат-бот, ограничено, необходимо подключать специалистов-разработчиков, которые смогут расширить этот список и круглосуточно осуществлять техническую поддержку самого робота.

Эмпатия – залог успешного сервиса

Многие производители электроники научились предлагать высококлассное обслуживание клиентов с технологической точки зрения, но сейчас то время, когда нужно обеспечивать не только высокое качество и удобство сервиса, но и уметь слышать и понимать клиента. Пришла пора перейти от индифферентности к эмпатии.

Эмпатия – это умение сотрудников компании посмотреть на себя глазами клиентов, поставить себя на их место, понимать их и сопереживать им. В современных условиях классическая маркетинговая концепция 4P – продукт (product), цена (price), продвижение (promotion), место (place) – уже не работает без эмпатии. Когда сервис действительно заботится о своих посетителях (думает, как они), это вызывает эмоциональное сближение. Если упустить этот момент, самое страшное, что может последовать потом, – эффект обманутых ожиданий потребителя, критика, плохие отзывы, негативные рекомендации и, как следствие, упущенная выгода. В Samsung мы уделяем особое внимание развитию эмпатии среди сотрудников, так как она помогает увеличить удовлетворенность и нейтрализовать негатив, связанный с неисправностью товара, за счет эмоциональной вовлеченности персонала в диалог с клиентом.

Очень важно развивать именно эмоциональное выражение эмпатии: искреннюю улыбку, приветствие, вежливость и индивидуальный подход. Если посмотреть на глобальные исследования качества сервиса по основным показателям (качество, скорость, эмпатия, персонал), Россия отстает только по уровню эмпатии в сфере обслуживания. Согласно результатам недавнего международного исследования дружелюбности персонала Smiling Report 2017, Россия оказалась среди наименее «улыбчивых» и «приветливых» стран, заняв 55 место в рейтинге из 70. И это неудивительно, ведь низкий уровень «улыбчивости» у населения связан с особенностями национального менталитета и историческим наследием. Советский период считают периодом потерянной эмпатии, и отголоски культуры советского сервиса встречаются в обслуживании и в современной России.  Это слабое место в развитии клиентоориентированного и успешного бизнеса в нашей стране в целом, поэтому необходимо выделять ресурсы на развитие эмпатии во всех направлениях коммуникации – с клиентами, с сотрудниками, с партнерами, с поставщиками, с арендодателями.

Мы стремимся к тому, чтобы каждый сотрудник центра Samsung практиковал эмпатию в общении с клиентом, был максимально вежливым, отзывчивым и точным во всех коммуникациях. Эмпатия – это привычка, которую необходимо развивать каждому сотруднику. Ежегодные маркетинговые исследования показывают, что самая низкая удовлетворенность клиентов сервисного обслуживания обычно связана с такими разными причинами, как постоянное перебрасывание клиента от одного специалиста к другому, слабый менеджмент руководства авторизованного сервисного центра (АСЦ), отсутствие мотивации у торгового персонала на постпродажную поддержку и дополнительные задержки транспортировки товара в сервис и обратно.

Активное внедрение процесса представляет собой комплексный подход, который в первую очередь начинается с мотивации руководства компании. Сотрудникам компании необходимо чувствовать эмпатию со стороны своего руководства, которое должно проповедовать эти ценности и своими примерами настраивать коллектив на клиентоориентированный подход. Основная цель – развить эмпатию у сотрудников на уровне привычки, как бег по утрам. Вторая важная составляющая процесса − правильно подобранные тренинги по развитию эмпатии, вебинары и использование общих сервисных скриптов. Успех подкрепляется постоянным контролем и эффективной обратной связью с клиентом.

Один из кейсов по усилению эмпатии среди наших сотрудников – проект Smile Angel. Сначала мы провели тренинг в главном офисе, а затем запустили кампанию в 10 сервисных центрах в 7 городах. Кампания длилась 50 дней. Проблема, которая стояла перед нами, – изменить представление о несвойственности улыбок для жителей России, ведь в нашей культуре в общении с незнакомыми людьми улыбки часто считаются неуместными и неискренними, но при этом являются залогом построения эмпатии.

В рамках кампании мы работали над такими направлениями, как активное слушание, общение с клиентом, власть улыбки, контроль голоса, зрительный контакт. Итог кампании – повышение уровня удовлетворенности клиентов сервисом почти на 3%.

Внедрение внутренней культуры общения в компании, поддержание доброжелательной атмосферы общения и трансляция ее на клиента должны осуществляться во всех каналах взаимодействия с клиентом: от теплого приветствия на ресепшене в АСЦ до постоянной поддержки клиентов в социальных сетях. Такой подход позволяет решить явные и скрытые вопросы, возникающие у человека, обратившегося в сервисный центр, поэтому он стал базовым условием предоставления сервиса в современных условиях. Это обеспечивает настоящую эффективность и конкурентное преимущество бизнеса в целом.

Об авторе. Ринат Нигматуллин, директор сервисного департамента штаб-квартиры Samsung Electronics по странам СНГ.