Корпоративная культура уходит в онлайн | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Корпоративная культура уходит
в онлайн

Как развивать корпоративную культуру, если ваши сотрудники перестали работать в офисе

Авторы: Брайан Эллиотт , Памела Хиндс

Корпоративная культура уходит в онлайн
Иллюстрация: Tim Robberts/Getty Images

читайте также

Глобальные тренды: поймать и оседлать

Александр Чулок

«Занимаясь искусством, мы создаем основу для выживания человека»

Анна Натитник

Виртуальные продукты

Эдери Дэвид

Семь возрастов руководителя

Уоррен Беннис

Пандемия вынудила многие организации полностью перейти на удаленный режим работы, и этот опыт оказался более удачным, чем представлялось многим изначально. После кризиса многих работников и компании ожидает гибридная рабочая модель, сочетающая лучшие аспекты удаленной и офисной работы. Адаптация к этой новой модели может казаться несложной в теории, но на практике неизбежно возникнут нюансы. В особенности это касается организационной культуры, и закономерно, что этим вопросом озабочены многие руководители. Как переосмыслить внутренние нормы компании в мире, где офисные ритуалы и церемонии больше недоступны и работники практически не общаются лично друг с другом и с руководителями? Как могут строиться связи, образующие устойчивую внутреннюю культуру, и как ее будут усваивать новые сотрудники? Как изменить внутреннюю культуру в новых условиях, когда часть сотрудников работает в офисе, а другие — удаленно?

Конечно, в удаленном или гибридном режиме культура компании не перестает существовать. Все равно возникают и закрепляются внутренние убеждения и нормы, но они не зависят от систем и рутин, прежде существовавших в офисе. Они больше открыты переменам и подвержены влиянию новых, нерабочих факторов, присутствующих в повседневной жизни сотрудников.

Мы побеседовали с руководителями компаний со всего мира, и они поделились своей тревогой по поводу поддержания и развития организационной культуры при переходе на удаленку. Несмотря на трудности, ведущие компании проводят многообещающие эксперименты, которые позволяют увидеть, как можно укрепить позиции и устойчивость организации в будущем в условиях преимущественно дистанционного или гибридного формата работы. Речь идет не о постепенных изменениях — важно отдавать себе отчет, что культура меняется и развивается даже на удаленке и организациям необходимо уделять немало времени и сил, чтобы сохранить ее или трансформировать в новом направлении. Если не проделать эту основательную работу по переосмыслению внутренней культуры в переходный период, последствия могут быть непредсказуемыми.

Переход к культуре удаленной работы

Исторически офисная среда и взаимодействие в ней являлись ключевыми признаками культуры, которая часто строится на том, как люди ведут себя и одеваются, и усиливается обстановкой, от открытых офисных пространств со столами для настольного тенниса до традиционных офисов с отделкой деревянными панелями и кожаными креслами.

Как развивать и направлять корпоративную культуру, если команда работает дистанционно? Многих руководителей этот вопрос ставит в тупик. Первое препятствие состоит в том, чтобы признать, что культура больше не может формироваться так же, как в офисной моделе работы. Вот несколько примеров компаний, которые сознательно акцентировали важные принципы внутренней культуры при переходе на удаленную работу.

Infosys. По словам президента Infosys Рави Кумара, большое значение в культуре компании имеет клиентоориентированность, но, кроме того, его организация — это сплоченный коллектив сотрудников, одна большая семья. В начале пандемии компания потратила значительные средства, чтобы организовать вывозные авиарейсы для сотрудников и их близких, застрявших в других странах. В Infosys заявили, что не будут сокращать персонал независимо от результатов деятельности компании, то есть рабочие места будут сохранены. Даже после перевода персонала на удаленку в компании укрепляют сильную внутреннюю культуру заботы о благополучии сотрудников и подчеркивают, что команда Infosys — это одна семья.

Alibaba. По словам Чэнь Чжао, возглавляющей в Alibaba подразделение NHCI US Lab, компания перенесла часть инициатив по построению культуры в онлайн. В качестве альтернативы ежегодному празднику Aliday в Alibaba North America организовали удаленное мероприятие по изготовлению лоскутного одеяла — так в компании решили «в каждом офисе увековечить память об этом особенном периоде» и укрепить чувство принадлежности к коллективу.

IBM. Никл Ламоро, директор по кадрам IBM, рассказала, как культура инклюзивности и поощрения инициативы снизу воплотилась в разработанном сотрудниками документе о принципах работы из дома (Work from Home Pledge). Сотрудники взяли на себя обязательства помогать друг другу поддерживать баланс между рабочим и личным временем и, работая удаленно, с пониманием относиться к необходимости уделять время семье и поддерживать социальные связи (виртуально). CEO IBM Арвинд Кришна опубликовал текст этого документа в LinkedIn, чтобы рассказать о ценностях компании. Сотрудники IBM также продемонстрировали приверженность инновациям и принципам инклюзивности, организовав в Slack чат, где все желающие могут предлагать свою помощь в любых необходимых делах. Например, они предлагают купить продукты для родителей коллег или почитать на ночь книжку детям.

В целом организации, успешно адаптировавшиеся к массовому эксперименту по удаленной работе, обновили процессы и критерии в соответствии с тем, как они намерены развивать внутреннюю культуру. Многочисленные исследования свидетельствуют, что, когда мы не рядом, мы не можем полноценно поддерживать значимые связи друг с другом, на расстоянии труднее выработать общее видение ситуации и придерживаться его. Вне общего контекста — в виде невербального общения или даже офисной кухни с определенным набором закусок — сигналы корпоративной культуры теряют силу.

Чтобы противостоять этим сложностям, организации могут посылать другие и более сильные сигналы, находя новые точки соприкосновения. Можно чаще выходить на связь с сотрудниками и ясно говорить о цели и значимости этого общения. Например, организация, которая желает усилить гибкую инновационную культуру, может проводить регулярные творческие мероприятия (например, занятия импровизацией) или демонстрировать инструменты для совместной работы, позволяющие проводить мозговой штурм и рисовать схемы.

Еще одна важнейшая проблема — адаптация новых членов коллектива и их знакомство с культурой компании. До пандемии компания Slack отправляла всех новых сотрудников из США и других стран на неделю в штаб-квартиру в Сан-Франциско, там они проходили обучение и знакомились с руководством. После полного перехода на удаленный режим в марте 2020 года в команду пришло много новых сотрудников, численность персонала увеличилась на 25%, и Slack пришлось коренным образом изменить процесс адаптации, перевести оформление бумаг и занятия в онлайн- и видеоформат и во время интерактивных встреч с лидерами и членами команд делать акцент на обсуждение культурных ценностей и норм.

Лидеры задают тон и направляют культуру

В сложной переходной ситуации перед руководителями стоит непростой выбор: не делать ничего, работать над новыми способами закрепления существующей культуры или с выгодой использовать переход на удаленный формат, чтобы принципиально ее обновить. Работая бок о бок, лидеры часто неявным образом транслируют принципы организации, демонстрируя сотрудникам модели поведения и ценности. Те же неявные сигналы существуют при удаленном режиме, но их сложнее выявить и интерпретировать. Руководителям необходимо решить, какой тип культуры им нужен, какие сигналы, как и когда позволят транслировать нужные нормы без искажения. Им также необходимо оценивать, какие аспекты желаемой культуры приживаются, а какие — нет.

Сегодня есть шанс воспользоваться возможностью и обновить какие-то внутренние нормы в соответствии с задачами развития организации или новыми методами работы. Ламоро из IBM отмечает, что переход на работу из дома сделал всех нас «чуть более человечными». Встреча с коллегами, работающими удаленно, говорит она, похожа на приглашение к ним домой, и сотрудники узнают много нового друг о друге (как они живут, какого цвета стены у них дома, кто члены их семьи и питомцы и т. д.). Это не было намеренным вмешательством IBM в частную жизнь своих сотрудников, однако Ламоро хочет продолжить эту тенденцию и думает, как закрепить ее в организации в долгосрочной перспективе, даже когда некоторые сотрудники вернутся в офис.

Мы в Slack видим сегодня возможность для руководства быть ближе к сотрудникам, показать собственную уязвимость и трансформировать культуру, чтобы подчеркнуть ценность человеческой индивидуальности и каждой отдельной личности. Вместо формальных общих ежемесячных совещаний продолжительностью в час теперь планерки руководства проходят раз в две недели и продолжаются по 20 минут, руководители выходят на связь из дома (иногда мы видим на экране, как в комнату входят их дети и забираются к родителям на колени). Дополнительно мы устраиваем общие онлайн-сессии в более широком составе, на которых можно задать любой вопрос. Смысл в том, чтобы быть на связи, где бы мы ни находились, демонстрировать открытость и создавать внутри компании культуру эмпатии, которую мы хотим транслировать и по отношению к клиентам.

Будущее за гибридными организациями

Опрос среди работников интеллектуального труда, проведенный консорциумом Future Forum в шести странах, показал, что абсолютное большинство ценит гибкость, в то время как всего 16% хотят полностью работать удаленно и лишь 12% хотят вернуться к офисной пятидневке. Преобладающее большинство опрошенных (72%) предпочли бы гибридную модель, сочетающую удаленную работу и работу в офисе. Они не хотят тратить время на дорогу и стремятся найти более устойчивый баланс между рабочей и личной жизнью.

Компании тоже стали оценивать преимущества гибридной модели. Она позволяет привлекать на работу сотрудников из разных регионов, сокращать расходы на недвижимость и в целом повышать эффективность. Ряд известных организаций объявили, что не планируют возвращаться к офисной культуре. Согласно FlexJobs, такие компании, как Deutsche Bank, Infosys, Nationwide Insurance, Nielsen, Siemens, Starbucks, Twitter и многие другие, готовы на постоянной основе предоставить сотрудникам возможность частично или полностью работать из дома.

Руководителям пора задуматься о том, каким будет для их компании возвращение в офисы. Как можно переосмыслить офисный формат, чтобы укрепить и улучшить культуру организации? И, что более важно, как сбалансированно ее развивать и поддерживать и в офисе, и на удаленке? Один из самых больших рисков гибридной работы заключается в том, что у сотрудников могут складываться разные и несовместимые представления о культуре компании.

Во многих случаях придется уделять больше внимания вовлечению всех сотрудников и следить за тем, чтобы удаленные работники тоже приобщались к организационной культуре и понимали ее важность. Чтобы охватить всех сотрудников, придется, возможно, менять способы распространения информации. Например, асинхронные сообщения по видеосвязи могут сработать лучше, чем общие собрания, а в целях равного участия всех сотрудников важно будет подключать к онлайн-мероприятиям всех одновременно, независимо от их места нахождения. Для организаций, стремящихся развивать инклюзивную культуру, более гибкий подход к работе из дома может быть значительным преимуществом. В собственном исследовании Future Forum мы обнаружили, что у чернокожих американских работников, а также работников латиноамериканского и азиатского происхождения, чувство принадлежности к компании было сильнее, если они работали удаленно, а у белых сотрудников — слабее.

Только асинхронные коммуникации могут разрушать внутреннюю культуру, и организациям важно следить за тем, чтобы этого не происходило. Даже компании, полностью работающие удаленно, такие, как GitLab и Automattic, периодически устраивают очные встречи, чтобы укрепить связи среди сотрудников и помочь новичкам приобщиться к коллективу. Несомненно, для выстраивания эффективной и инклюзивной среды организациям придется сочетать различные методы работы и в то же время сохранять некоторые составляющие синхронных и личных взаимодействий, помогающих укрепить внутреннюю культуру.

Почти все руководители, с которыми мы говорили за последние несколько месяцев, понимают, что мы вступаем в новый, неизвестный период развития. Нужно будет экспериментировать с вариантами продвижения культуры удаленной работы и в то же время для укрепления принципов организации поддерживать ценность символов совместной работы в офисе. Чтобы найти путь вперед, мы должны будем терпимо относиться к неудачам. Лидерам необходимо признать, что процветание на новом этапе зависит от открытости новым формулам построения и поддержания сильной культуры.

Об авторах

Памела Хиндс (Pamela Hinds) — заведующая кафедрой и профессор управления в области науки и инжиниринга Стэнфордского университета, изучает динамику глобального рабочей силы и изменение работы с введением новых технологий.

Брайан Эллиотт (Brian Elliott) возглавляет консорциум Future Forum, запущенный Slack, чтобы помочь компаниям переосмыслить работу в мире, где в центре внимания находятся люди и на первый план выходят цифровые технологии. В последние 20 лет Брайан руководит командами и развитием компаний в Slack, Google и ряде стартапов.