Жесткий контроль не гарантирует безопасность | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Жесткий контроль не
гарантирует безопасность

Компании часто не знают, что творится в их собственных отделах.

Автор: Дэвид Де Кремер

Жесткий контроль не гарантирует безопасность

читайте также

Владимир Путин — гендиректор Russia Inc.

Манфред Кетс де Врис,  Станислав Шекшня

Работа по душе: какая компания подойдет именно вам

Билл Тейлор

Как оставаться лидером, когда все работают из дома

Вартан Диланян

Молодежная субкультура наводит мосты

Таунз Моррис Марлин

Многие (а, пожалуй, все) руководители считают необходимым условием для успеха бизнеса — знать, что творится в компании. Но, хотя эта мысль кажется неоспоримой, печально видеть то, как часто причиной неудач и даже мошенничества называют элементарное неведение: начальство не знает, что творится прямо у него под носом. Вот известные примеры:

  • 1. В 2007—2008 гг. бывший трейдер Credit Suisse Group совершил мошенничество с использованием электронных средств и подделал записи по обеспеченным ипотекой ценным бумагам для того, чтобы улучшить отчетность и получить премию. Когда это раскрылось, Credit Suisse заявила, что знать ничего не знает, и изображала себя невинной жертвой действий, совершенных ее же сотрудником.
  • 2. В 2009 году Satyam — индийская фирма, предоставляющая бухгалтерские и аудиторские услуги, была уличена в завышении доходов по отчетности на $1,5 миллиарда — тут уж приложил руку непосредственно основатель и президент компании, который мухлевал с доходами и финансовым балансом. Разоблачение наступило только тогда, когда он сам написал в совет директоров прошение об отставке.
  • 3. В 2012 году трейдер JP Morgan Chase & Co по прозвищу «Кит Лондона» провернул ряд убыточных сделок, в результате которых убыток составил $6,2 миллиарда. Несмотря на своевременные предостережения, ни сам банк, ни государственные органы не провели проверку, пока не стало уже слишком поздно. Банку пришлось выплатить огромный штраф.
  • Эти примеры показывают, что компании часто не знают, что творится в их собственных отделах и это грозит им серьезными репутационными рисками.

    Единственной мерой, которую принимают в ответ на такую угрозу, было и остается назначение все большего количества инспекторов. Так, Джейми Даймон, гендиректор JP Morgan, сообщил, что с 2012 года его банк нанял дополнительно 13 000 человек в отделы проверки и согласования. Банк планирует выделить дополнительные $4 миллиарда на борьбу с нарушениями и расширить штат ответственных сотрудников еще на 5000 человек. То есть начальство убеждено: строгий надзор выявит все безобразия и организация станет лучше. По делу JP Morgan Даймон так и заявил: «Понеся такие убытки, мы провели ряд важных реформ, которые сделали нашу компанию сильнее, умнее и лучше».

    Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

    Но так ли это? Поведение и решения сотрудников контролируются, исходя из строгого свода правил и законов. Один топ-менеджер недавно сравнил такую культуру с полицейским государством. Аналогия понятна: вы же не станете признаваться полицейскому в своих преступлениях? Вот и большинство сотрудников предпочитают молчать, и это хорошо просматривается в организациях с тотальным контролем: похоже, его избыток дает обратный эффект — и специалисты попросту начинают утаивать ценную информацию.

    Один из недостатков подобного подхода заключается в том, что ищут паршивых овец в стаде, но многие проблемы возникают тогда, когда хорошие люди принимают плохие решения. Однако в книге «Вся правда о неправде. Почему и как мы обманываем» специалист по поведенческой экономике Университета Дюка Дэн Ариэли напоминает, что лишь немногих людей можно назвать плохими, а большинство из них вполне себе приличные. Но порой хорошие люди совершают плохие поступки. Его исследование показало, к примеру, что лишь немногие лгут постоянно, но почти все — время от времени. Иными словами, всякий может оступиться на скользком месте, и потому в компаниях повысится уровень безопасности только тогда, когда руководство осознает существование таких проблемных зон и начнет действовать до того, как случится непоправимое.

    Исследования в области этики организационного поведения показали, что по большей части первые нарушения профессиональной этики проходят незаметно даже для самих нарушителей. Человек умеет находить себе оправдания и даже не видит, что пересекает невидимую черту — а спохватывается, когда уже слишком поздно. Мы способны убеждать себя в том, будто все в порядке, в тот самый момент, когда уже ступили на скользкую дорожку. Эту врожденную способность человека убедительно продемонстрировал гендиректор Apple Тим Кук, отвечая на обвинения в том, что корпорация пыталась уклониться от уплаты налогов: «Наши действия я не могу считать неправильными, потому что я достойный человек и то же самое могу сказать про свою компанию». То есть индивидуум всегда ищет оправдания сомнительным поступкам, чтобы защитить представление о себе как о достойном и честном гражданине.

    Читайте материал по теме: Должен ли предприниматель лгать?

    В книге «Blind Spots» Макс Базерман из Гарвардской школы бизнеса и Энн Тенбрунзель из Университета Нотр-Дам указывают, что такие оправдательные стратегии скрывают от человека его вполне реальные провинности. В итоге мы не замечаем и вероятных аморальных последствий своего выбора, но в какой-то момент этот процесс самооправдания застопоривается. И в этот переломный момент компания могла бы выиграть, если бы ее сотрудники были бы выслушаны и эта информация была использована для исправления неудачных решений. Ведь самые ужасные события — такие, как сокрытие миллиардного долга или серьезный риск для безопасности многих людей, как правило, еще не наступают к тому моменту, когда человек начинает скатываться вниз. Есть еще возможность предотвратить худшее.

    Но что на самом деле? На самом деле в большинстве компаний люди молчат до последнего. Молчат и спускаются по скользкому склону — все ниже и ниже, пока не рухнут на дно.

    Как же следует поступать руководителям? Следует признать, что опасные зоны неизбежны, а вот вычислять их нужно как можно раньше. И система строгого надзора способствует лишь развитию системы, где информация об ошибках и неверных решениях скрывается. Системы, ориентированные на контроль, побуждают нарушителя к самозащите и сохранению приличного имиджа любой ценой.

    Компаниям требуется совершенно иная культура — культура прощения, где на ошибках учатся и ради общего блага стараются заранее разглядеть опасное место.

    В разных концах света мы видим обнадеживающие примеры: организации стали понимать, что политику строгого контроля пора пересматривать и применять поведенческий подход. Например, гигант фармацевтики Novartis не жалеет усилий, чтобы не только обеспечить формальный контроль для галочки, но и выявить поведенческие причины нарушений. В результате в компании складывается культура обратной связи: здесь предпочитают извлекать из ошибок уроки, даже если последствия опрометчивого риска были малоприятны. Сходным образом и китайская телекоммуникационная компания Huawei публично признает неудачи и провалы, поощряя таким образом открытость, креативность и инновации.

    Постепенно организации начинают понимать, что в качестве долгосрочной стратегии предпочтительна осведомленность, а не жесткий контроль. Главное — знать все, что происходит внутри компании.

    Материал подготовлен при участии Бьярна Леммиха, главы Финансового колледжа при компании «Novartis Pharma».

    Читайте по теме: