Volkswagen и закат эпохи информационных манипуляций | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Volkswagen и закат эпохи
информационных манипуляций

В этой новой обстановке компаниям и их лидерам необходимо придерживаться принципа радикальной честности, который выходит за рамки современных требований к корпоративной открытости.

Авторы: Гарет Джонс , Роб Гоффи

Volkswagen и закат эпохи информационных манипуляций

читайте также

Современные индийские потребители: какие они?

Лидия Кулик

На чем основывать стратегию выхода на развивающиеся рынки

Тим Купер

Как добиться роста

Тиффани Бова

Как стать настоящим лидером для своих детей

Ударная волна, исходящая из Вольфсбурга (город в Германии, где расположена штаб-квартира Volkswagen), продолжает свое разрушительное действие. Тысячи сотрудников автоконцерна, их семьи и окружение охвачены гневом, тревогой и страхом. Им сложно поверить, что эта фантастически успешная компания, с которой многие связали всю свою жизнь, могла оказаться замешанной в систематическом мошенничестве столь крупного масштаба. И миллионы потребителей по всему миру также чувствуют себя обманутыми.

Об этом будут говорить еще долго — пока автоконцерн решает, как ему вести себя в связи с разразившимся скандалом, в частности: какой сор он готов вынести из избы. Эти решения сыграют ключевую роль в усилиях, направленных на восстановление доверия к автогиганту.

Неужели Volkswagen — единственный автопроизводитель, виновный в подобных махинациях? Во всяком случае VW уж точно не первая компания, попытки которой скрыть информацию серьезно отразились на деловой репутации, бренде и стоимости акций. Вспомним GM и дефекты замков зажигания, BP и аварию в Мексиканском заливе, скандал с уклонением от уплаты британских налогов корпорациями Starbucks, Google и Amazon, конина под видом говядины в магазинах Tesco, дело Enron и Arthur Andersen. И этот список можно продолжить.

Работая над исследованием для новой книги, целью которого было выяснить, как создавать честный бизнес, мы не раз и не два убеждались, что самые уважаемые фирмы не занимаются подтасовкой фактов и информационными манипуляциями. Люди, с которыми мы беседовали, снова и снова нам подтверждали, что старому миру корпоративных «скелетов в шкафу» настал конец, просто не все организации это осознали.

Столь резкие перемены в корпоративной жизни вызваны многочисленными социальными, политическими и технологическими факторами. В обществе одновременно происходили два явления. Во-первых, уменьшилось доверие к крупным компаниям, а во-вторых, заметно снизился уровень уважения к законам и власти в целом. На политическом уровне законодатели ответили на эти перемены в обществе принятием актов о свободе распространения информации, которые, несмотря на все их недостатки, серьезно изменили информационный ландшафт. На уровне технологий бум интернета и социальных медиа сделал мир более прозрачным. Это стало серьезной проблемой для организаций как в общественном, так и в частном секторе, поскольку они вынуждены были столкнуться с новыми трудностями, связанными с обменом информацией.

Читайте материал по теме: Volkswagen, бизнес-этика и доверие

Старые добрые методы сокрытия ее попросту перестали работать. Теперь за подтасовку фактов можно жестоко поплатиться. Колоссальные объемы доступной каждому информации сделали общество более осведомленным и менее подверженным влиянию со стороны пиарщиков.

Казалось бы, в этом мире крупных корпораций заявление о том, что организации должны быть честными, звучит по меньшей мере странно. И тем не менее по мере неуклонного повышения уровня прозрачности у них просто не остается другого выхода. И все же, почему не все компании до конца открыты обществу? Дело в том, что, несмотря на изменения в информационной среде, на пути к открытому, полноценному и своевременному диалогу остается великое множество препятствий. Некоторые руководители считают своим долгом выставлять негативные события в положительном ключе. Другие управленцы пытаются предоставлять минимум информации и делают это строго по мере необходимости, поскольку убеждены, что это важное условие поддержания высокой производительности труда. Третья группа менеджеров практикует, на первый взгляд, вполне безобидный вид патернализма — они вообще не хотят волновать своих сотрудников, сообщая им неприятную информацию, или же делиться проблемой с коллективом до того, как найдут какое-то решение.

Однако такой подход уходит в прошлое. Безусловно, всегда есть конфиденциальная информация, которая не должна попасть к конкурентам, но, как недавно заметил председатель совета директоров Google Эрик Шмидт, компании должны быть открытыми, кроме тех случаев, когда утечка информации ограничена законом или корпоративными правилами.

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

В этой новой обстановке компаниям и их лидерам необходимо придерживаться принципа радикальной честности, который выходит за рамки современных требований к корпоративной открытости. Мы определяем его таким образом: предвосхищать события, а не реагировать на них, безотлагательно сообщать информацию, быть откровенными с людьми, приветствовать разные точки зрения и, наконец, постоянно общаться со своими сотрудниками и всеми заинтересованными лицами: акционерами, клиентами, поставщиками, государственными органами надзора и обществом в целом. Мы понимаем, что эта модель требует существенных изменений корпоративной культуры: не обойтись без тяжелого труда, изменения поведения людей внутри организации, последовательных действий во всем, а также открытого и непринужденного диалога. Но другого выбора у нас нет. В наш информационный век правда всегда всплывет наружу и наверняка быстрее, чем вы себе представляете. А это значит, что управленцам необходимо учиться доносить информацию в соответствии со следующими принципами:

  • Откровенно и быстро. Честно расскажите о ситуации. И не тяните время, всегда исходите из того, что у вас его меньше, чем вы думаете.
  • Заполните информационное пространство. Воспользуйтесь всеми доступными информационными каналами. Вам необходимо наладить связь со всеми заинтересованными сторонами: представителями разных поколений, полов, уровней образования и культуры.
  • Хорошее, плохое и ужасное. Поощряйте прямоту в разговорах, как относительно надежд, так и страхов. Помните, что информация приходит от подчиненных к руководителям в искаженном виде. Убедитесь, что ваши люди готовы сообщать вам не только хорошие, но и плохие новости.
  • Выделите основные сведения и доступно их изложите. Говорите ясно и по делу. Не стоит заваливать людей ненужными сведениями.
  • Повторяйте. Найдите способ еще раз поведать свою историю и постарайтесь наладить обратную связь. Помните, что доверие растет медленно и быстро исчезает, если прекращается диалог или обнаруживаются противоречивые данные.

Компания Novo Nordisk стала одним из первых адептов радикальной честности. В ответ на проблемы с качеством продукции, который постиг организацию в девяностые годы, фармацевтический гигант коренным образом изменил свою корпоративную культуру, добившись прозрачности и выстроив эффективную систему коммуникации. В основу деятельности фирмы лег принцип радикальной честности. Компания использует различные каналы для обмена информацией со всеми заинтересованными сторонами: сотрудниками компании, клиентами, инвесторами и обществом в целом. Когда Novo Nordisk решила закрыть свою исследовательскую лабораторию в Калифорнии, поскольку та больше не соответствовала новой стратегии фирмы, ее генеральный директор Ларс Ребьен Сёренсен (он занял первое место в Рейтинге 100 лучших гендиректоров мира HBR. — Прим. ред.) приехал на предприятие, собрал коллектив и рассказал открыто и честно о причинах и сроках закрытия, а также о тех усилиях, которые корпорация предпримет для помощи уволенным сотрудникам. Поражает в этой истории то, что сами люди встретили его речь бурными аплодисментами. Вот что бывает, когда организации отказываются от атмосферы закрытости и подозрительности в пользу радикальной честности.

Читайте материал по теме: Должен ли предприниматель лгать?

Одна из проблем перехода на новый метод работы заключается в том, что многие из тех сотрудников, которые работают в отделах внутренних и внешних коммуникаций в корпорациях, обрели свои профессиональные навыки в другую эпоху — когда бал правили связи с общественностью, традиционные медиа и государство. Эти высокооплачиваемые специалисты считают своим долгом представлять организацию в привлекательном виде потенциальным сотрудникам, клиентам и инвесторам и защищать ее от сведений, способных опорочить репутацию. Однако они имеют дурную привычку заниматься информационными манипуляциями. Это входит в противоречие с новой реальностью, в которой главный императив заключается в донесении всей правды без прикрас.

Законы о свободе распространения информации и социальные медиа создали совершенно новый мир, в котором репутация как никогда важна и хрупка. В этом мире радикальная честность для бизнеса уже не роскошь, а суровая необходимость.

Читайте по теме: