Хрупкие инновации: как использовать стартапы для задач устойчивого развития | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Хрупкие инновации: как использовать стартапы для задач
устойчивого развития

Четыре совета для корпораций

Автор: Филипп Мухин

Хрупкие инновации: как использовать стартапы для задач устойчивого развития
Фото: Debby Hudson / Unsplash

читайте также

Миллиарды без отчета

Ануп Шривастава,  Виджей Говиндараджан,  Шиварам Раджгопал

Как повлиять на мнение аналитиков

Гройсберг Борис,  Джордж Серафейм,  Нитин Нория,  Пол Хили

Дойти своим умом

Комсток Бет

Двенадцать элементов: чего вам не хватает для успешной карьеры

Дэниел Гоулман,  Ричард Бояцис

В мире начинает появляться новая, но уже четко сформулированная бизнес-потребность: привлекать инновации к корпоративным инициативам устойчивого развития, чтобы стартапы приносили не только прибыль, но и пользу обществу. Сегодня это становится особенно важно, иначе компании рискуют проиграть битву за лояльность и государства, и потребителя. О чем нужно помнить корпорациям, если они планируют действовать в этом направлении.

Зачем встраивать инновации в стратегию устойчивого развития?

Потребители изменились — причем не только в США и Европе, но и в России. Они все чаще выбирают биоразлагаемую упаковку, тару многоразового использования, косметику без тестов на животных и легко отказываются от бренда, если ловят его на лжи, а то и переходят в активное наступление в социальных сетях, генерируя поток негативных отзывов. Об этом говорят и сухие цифры: исследование Accenture 2019 года показало, что 57% опрошенных россиян обращают внимание на прозрачность происхождения продукции, а 40% уже отказывались от бренда из-за его публичного поведения или несоответствия ожидаемым нормам ведения бизнеса.

Быть «неустойчивым» опасно не только с точки зрения сбыта. Для инвесторов устойчивый бизнес равен предсказуемым инвестициям — и это уже не вопрос репутации компании, а реальные финансовые возможности. Но чтобы добиться этого, «философия устойчивости» должна стать сквозной для всех подразделений и бизнес-процессов. Готовы к этому, к сожалению, далеко не все. И, что удивительно, среди «отстающих» оказываются именно инноваторы.

Что не так с инновациями?

Инновации нестабильны по своей сути: они предполагают культуру постоянного экспериментирования, быструю смену приоритетов, непредсказуемые решения. Для крупных компаний, привыкших работать по четко прописанной логике принятия и согласования решений, это становится источником неопределенности, иногда даже хаоса. У молодых команд совсем другая ментальность и степень гибкости: все должно быть быстро, просто, «раз, два и поехали».

Все, кто сталкивался с работой стартапов, поймут, о чем я. Начинаешь работать с проектом, вы о чем-то договариваетесь. Через три дня ты звонишь своему новому партнеру, он не берет трубку, а потом пишет письмо: «Мы уехали в Долину в акселератор, будем через год». Другой забавный случай из моего личного опыта произошел, когда мы как корпорация готовы были немедленно начать работу с перспективным проектом социальной направленности, однако на десятой минуте переговоров выяснилось, что у учредителей банально нет юридического лица и его создание даже не планировалось в ближайшие полгода. Эта, казалось бы, мелочь, мгновенно ставила крест на дальнейшем сотрудничестве, так как делала невозможными все необходимые процедуры, предписанные корпоративными бюрократическими регламентами.

Для корпорации подобная ментальность — источник риска, однако без нее невозможно быстрое внедрение прорывных инноваций, которые могли бы стать источником долгосрочных конкурентных преимуществ. Поэтому компании приходится снижать уровень опасности, умело балансируя между интересами потребителей, государства и технологическим прогрессом.

Инновации и сами по себе создают риски разной природы: в части кибербезопасности, приватности пользователей, соответствия законодательным ограничениям, этики и даже репутации компании. Кто, например, может предсказать, что запущенный в Twitter чат-бот начнет мимикрировать под других пользователей и шокировать аудиторию расистскими шутками? А эта история совершенно реальна.

Чтобы минимизировать такие риски, бизнесу необходимо интегрировать создание инноваций в стратегию устойчивого развития. Конечно, это легче сказать, чем сделать — однако можно предложить ряд практических шагов, которые позволят достичь цели.

Шаг 1. Включите инновации в повестку устойчивого развития

Корпоративная логика всегда начинается с документов. Чтобы инициативу начали воспринимать всерьез, инновации должны стать отдельным разделом в Стратегии устойчивого развития бизнеса либо в других стратегических документах. В этот момент есть опасность, что текст скатится к набору банальностей — клишированных оборотов «за все хорошее против всего плохого» — и будет восприниматься как отписка.

Самое время ответить на вопрос: какие цели будут достигать стартапы в устойчивом развитии вашего бизнеса? Будет ли их воздействие локальным, направленным на всю страну или мир?

Определите, какие именно области устойчивого развития будут «закрывать» эти инновации. Например, среди них могут быть:

  • охрана здоровья, физического и ментального благополучия людей,

  • ответственное производство и потребление,

  • сокращение вредного воздействия на окружающую среду: производство «чистой» энергии, забота о водных ресурсах и т. д.,

  • устойчивое развитие городов и сообществ — отдельное направление, на стыке проектирования, архитектуры и строительства,

  • сокращение бедности,

  • доступ к образованию,

  • обеспечение национального, расового или гендерного равенства.

В каждой отрасли и у каждого бизнеса приоритеты будут свои.

Шаг 2. Познакомьте команды инноваторов и специалистов по устойчивому развитию

Стартапы постоянно разговаривают с бизнесом, но почти никогда не общаются с командами, ответственными за стратегию устойчивого развития. На первом шаге можно создать кросс-функциональную команду, которая будет решать две задачи: во-первых, повышать эффективность стратегии ESG, во-вторых, снижать затраты на ее реализацию.

Помимо непосредственных результатов этого проекта вы достигнете и еще одной побочной, но важной цели: инноваторы поймут, каким новым критериям должны соответствовать их разработки, а специалисты по устойчивому развитию привыкнут мыслить в категориях новых технологий.

Здесь обязательно возникнет проблема. В стартапах и корпорациях работают люди принципиально разных психотипов. «Корпораты» стабильны, практичны, разбивают все на задачи, отлично знают правила игры. «Стартаперы» непредсказуемы, презирают ограничения, много ошибаются и постоянно срываются — зато увлечены и делают все быстро. Обязательно привлеките корпоративного HR-специалиста или стороннего медиатора, чтобы они быстрее находили общий язык и избегали конфликтов.

Шаг 3. Ищите стартапы с разработками, близкими целям устойчивого развития бизнеса

Многие стартапы изначально создаются для разработки решений, которые могли бы помочь бизнесу в достижении целей устойчивого развития — например, создавать более экологичные продукты, оценивать данные о поставщиках, мониторить настроения потребителей в социальных сетях или поддерживать ментальное здоровье сотрудников.

В странах Европы такие инновационные компании создают целые экосистемы: например, в странах Скандинавии широко известна инициатива Nordic Impact Startups. Стартапы, которые в нее входят, не решают глобальных проблем: они сосредоточены на конкретных задачах местного бизнеса и в большинстве своем на высокомаржинальных рынках.

Например, они создают решения в области финтеха, которые помогают людям экономить при покупке страховки или совершении платежей (и таким образом снижают проблему бедности). Или создают системы, повышающие эффективность использования воды и энергии (сокращая урон, наносимый планете при их генерации). Или, например, создают интерактивные образовательные VR-курсы (повышая качество образования в своих странах). Accenture, к примеру, проводила конкурс среди подобных стартапов для одного итальянского банка, и в числе финалистов был проект, помогающий управлять банковским приложением и банкоматами людям с ограниченными возможностями рук.

Все эти проекты не просто благотворительность: это коммерческие инициативы, которые одновременно помогают бизнесу зарабатывать и в то же время работают на достижение социально значимых целей.

В России такая экосистема только появляется: в этом году Фонд «Сколково» запустил собственный акселератор Greentech Startup Booster. Правда, попасть в него могут только стартапы, продукт которых находится на стадии не ниже готового прототипа.

Шаг 4. Привлеките стартапы к созданию социально значимых проектов

На следующем этапе пора действовать. Результатом должны стать новые социально значимые инновационные проекты. В мире такие уже не редкость, в России их пока не так много. Тема инноваций для устойчивого развития в России еще очень молода. Именно поэтому она настолько привлекательна для бизнеса. Привлекая стартапы к социально значимым инициативам, компания может найти баланс между интересами бизнеса, общества и государства, который придаст импульс развития на долгие годы вперед. И сделать это в числе первых. Красивая, амбициозная возможность, одинаково привлекательная и для корпораций, и для стартаперов.

Об авторе. Филипп Мухин — руководитель практики «Открытые инновации» консалтинговой компании Accenture в России.